Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ




ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

«Занятие закончилось. Вы высказали свое мнение о нем, но если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажите это вслух прямо сейчас. Не уносите домой камень за пазухой. Этоне всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, по еще труднее переживать чувство обиды, не сказав об этом «обидчику». А вдруг он и не хотел, и совсем другой смысл вкладывал в свои слова, на которые вы обиделись. Итак, кто хочет взять слово...?»

Рекомендации ведущему. Дайте возможность желающим поде­литься тем, что они хотели бы высказать. Не торопите группу и для этой процедуры отведите до 10 минут. Обратите внимание па тех участников, кто чувствует себя неловко, неуверенно, отрешенно. К ним нужно обязательно подойти после занятия. Напомните участникам о месте и времени следующего занятия, перечислите, что нужно принести для работы. Визитки с тренинговыми именами лучше оставить у себя, иначе многие их забудут дома.

Психологический комментарий. Вез проведения этой процедуры нельзя заканчивать занятие. У членов группы должна быть последняя возможность сказать то, что их тревожит или мучает.

Цель занятия: Поскольку это лишь второе занятие, на нем закрепляется тренинговый стиль общения в соответствии с правилами группы. Продолжается самораскрытие участников, осмысление ими сильных сторон своей личности, то есть таких качеств, навыков, умений, которые человек принимает и ценит в себе, и которые дают чувство внутренней уверенности и доверия к самому себе, помогают выстоять в трудную минуту.

Рекомендации ведущему: До начала занятия вы раздаете визитки участников. Это занятие целесообразно начать с анализа анкет «Мнение». Обратите внимание участников на степень их включенности в занятие и на те причины, которые, по мнению самих участников, мешают им быть искренними. Не называя тренинговых имен, остановитесь на наиболее типичных ошибках членов группы, которые они указали в анкетах. Обязательно отметьте значимые для них эпизоды прошедшего занятия. Откровенно перечислите все то, что не понравилось участникам, и, конечно, проанализируйте замечания и пожелания вам как ведущему. Обязательно скажите, как вы собираетесь реагировать на эти замечания в ходе второго и последующих занятий.

Затем участникам следует напомнить о правилах группы, и в дальнейшем придерживаться определенной схемы занятия: психологическая разминка в виде приветствия, аналитическая работа над собой, основные упражнения, заключительные процедуры. Стержень данного занятия - работа над раскрытием сильных сторон каждого члена группы.

Психологический комментарий. Участникам необходимо объяснить, что самораскрытие, работа над собой это не только разбор ошибок и преодоление психологических слабостей, отрицательных привычек, но и анализ тех качеств, которые помогают на пути самосовершенствования. Это, пожалуй, более важная сторона - поиск не виновника или противника, а помощника и сподвижника внутри самого себя. У каждого человека есть спои сильные стороны, которые помогают в различных ситуациях, но многие просто не привыкли думать о себе в позитивном плане, чаще обращают внимание на свои недостатки. Задача этого занятия - провести «инвентаризацию» именно сильных сторон личности каждого участника.




Примерное содержание занятия.

1. «ПРИВЕТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ!».

«Сегодняшнее занятие мы начнем с взаимных приветствий. У вас будет 10 минут. Нужно подойти ко всем членам группы и поприветствовать их. Естественно, что ваш короткий диалог должен начинаться с обращения по имени, которое обозначено на визитках. При этом вы обязательно должны подчеркнуть индивидуальность друг друга, вспомнив то, о чем говорилось на первом занятии. Если вы не сможете вспомнить, извинитесь перед этим человеком и попросите его напо­мнить вам, в чем его индивидуальность. И запомните это! В следующий раз вам опять будет не очень удобно извиняться: «Я не помню тебя».

Рекомендации ведущему. По истечении отведенного времени сле­дует провести обсуждение этого этюда. Попросите участников высказаться, какими словами они приветствовали своего партнера, как он отвечал на приветствие, как сам устанавливал контакт. Целесообразно разобрать типичные ошибки, допущенные участниками, и самому продемонстрировать наиболее продуктивные способы вхождения в контакт - приветствия человека.



Психологический комментарий. Процедура приветствия это пси­хологическая разминка, во время которой участники должны настроиться на доверительный стиль общения, помочь друг другу включиться в продуктивную работу, продемонстрировать свое доброе и уважитель­ное отношение ко всем членам группы.

Без такой разминки не следует сразу начинать основные упражнения, так как они пойдут вяло и не дадут нужного эффекта. Нужно учитывать, что был перерыв в занятиях, участники потеряли «настрой», который произошел на первом занятии. Им нужно время, чтобы вспомнить и настроиться, душевно разогреться.

2. «СКАЖУ ОТКРОВЕННО...».

«Чтобы наша работа от занятия к занятию становилась вес более продуктивней, мы будем в начале каждой встречи откровенно делиться впечатлениями о том, что было в прошлый раз. У каждого из вас есть возможность поделиться своими ощущениями, поразмышлять о своих чувствах и мыслях, которые появились в ходе занятия или уже после него. Скажите, что помогало в работе над собой? Что не получилось и почему? Какие претензии есть к членам группы, к тренеру? Все ли понятно в правилах, которые примяла группа? Может быть, есть предложения по их изменению и добавлению?»

Рекомендации ведущему. Размышления участников лучше орга­низовать в большом круге или в микрогруппах по 7 - 8 человек.

Психологический комментарий. Это упражнение создает атмосфе­ру спокойного и откровенного обсуждения, так как высказываются только желающие. Одновременно это настрой на более серьезное отношение к следующим упражнениям и этюдам, так как в начале следующего занятия эта процедура повторится.

3. «ЛАСКОВОЕ СЛОВО».

«Сейчас мы поработаем с домашним заданием. Сядем в большой круг. Расскажите о том, какие ласковые слова вы вспомнили, выполняя домашнее задание. Кстати, все ли завели тетрадь или блокнот? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? Чувство удовлетворения из-за того, что вы это делаете постоянно, и вам не составило труда вспомнить эти слова? Или разочарования из-за того, что вы, оказывается, совсем не обращаете на это никакого внимания? и т.д.».

Рекомендации ведущему. В ходе этого упражнения следует обра­тить внимание на искренность и раскованность участников, на их готовность говорить откровенно, умение описывать свои переживания и желание делиться ими с окружающими. Возможно организовать процесс обсуждения домашнего задания в парах, когда участник обращается к другому и проговаривает то, что он приготовил дома именно этому человеку.

Психологический комментарий. Выполнение этого упражнения способствует дальнейшей психологической разминке, раскрепощает участников, группа заметно теплеет.

4. «ТОЧКА ОПОРЫ».

«У каждого из вас есть сильные стороны, т.е. то, что мы ценим, принимаем и любим в себе, что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Назовем все это точкой опоры, ведь, действительно, именно эти наши качества помогают нам в трудную минуту. Давайте договоримся «не брать в кавычки» свои слова, внут­ренне отказываясь от них. Не умаляйте свои достоинства, т.е. говорите прямо, уверенно, без всяких «но...», «если...», «может быть...» и т.п.

Вам дается на это 2 мин. Даже если вы закончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Может быть, значительная часть вашего времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены».

Рекомендации ведущему. Участникам дается 5 минут на подготовку. Работа группы может быть организована в большом круге, а при большом количестве участников - в микрогруппах по 7-8 человек. Вы предлагаете первому участнику начать свое выступление. По истечении 2 минут даете сигнал, означающий, что время первого выступающего истекло. Далее вступает в работу второй участник, в распоряжении которого также 2 мин., и так до тех пор, пока не выскажутся все члены группы. В конце следует провести групповую дискуссию, обращая внимание участников на то общее, что было в их высказываниях и на те ощущения, которые каждый испытывал во время упражнения.

Психологический комментарий. Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон каждым участни­ком, но и на формирование привычки думать о себе положительно. Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участники избегали любых, даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения должна пресекаться.

5. «ЭМИГРАЦИЯ».

«Многие из нас годами живут в одном и том же городе, на одной и той же улице. Все хорошо знакомо, ко всему привыкли, в том числе и к окружающим людям. Но случается разное... Предположим, что вы решили совсем уехать из страны (с родителями переехать в другой город или перейти в другую школу в связи с обменом квартиры). С одной стороны, это всегда интересно новые обстоятельства, новые знакомые, с другой...? Как вы думаете, сколько человек и кто конкрет­но пожалеет о том, что вы уехали? Почему? Что вас связывает с этими людьми? Какие у вас были отношения с ними? Вы им помогали чем-то? Или у вас просто сложились теплые душевные отношения?

А скольких и кого именно обрадует ваше решение уехать (перейти в другую школу)? Почему? В чем причина такого отношения к вам? Вы чем-то «насолили» этим людям? Показывали свое превосходство или отказались в чем-то помочь? Может быть вы просто «не сошлись характерами»? Вы пытались что-то изменить в себе, в ваших отноше­ниях с этими людьми? Составьте два перечня имен и ответьте на предложенные вопросы. Только будьте до конца откровенны. На обдумывание ответов вам дается 5 минут. После этого вы соберетесь в группы по 3-4человека и обсудите со своими партнерами то, что сумеете осознать».

Рекомендации ведущему. При объединении в микрогруппы участ­никам следует напомнить правило, в соответствии с которым член группы должен каждый рад выбирать себе партнера, с которым он еще не работал и которого мало знает.

Психологический комментарий. Это задание призвано помочь участникам осознать свои отношения с окружающими. Не совсем обычная ситуация заставляет посмотреть на эти отношения предельно откровенно.

6. «КАКОЙ Я ЧЕЛОВЕК?».

«Возьмите ваш лист бумаги, на котором уже есть несколько ответов. Вы отвечали на два вопроса на прошлом занятии. Сегодня вам предстоит ответить еще на два. Может быть, вы что-то хотите добавить к уже написанному, а написанное ранее изменить. Все в ваших силах, вы вправе сделать это сейчас, а затем отвечайте па следующие вопросы. У вас есть 5 минут.

1. Мои конфликты: В чем состоят мои конфликты с окружающим миром? Чем я их объясняю?

2. Мои дружеские связи: С кем я дружен? И почему?

Рекомендации ведущему. Это упражнение проводится на каждом занятии. Записи участников целесообразнее собрать для того, чтобы они могли вносить добавления в список ответов на вопросы, которые вы будете предлагать им на следующих занятиях.

Психологический комментарий. Личностная установка на посто­янный самоанализ должна подтверждаться в течение всего тренинга. Для этого участники периодически возвращаются к одному и тому же вопросу, но рассматриваемому в разных аспектах. Кроме того, у них есть возможность, читая свои предыдущие ответы, изменить или дополнить их в соответствии со своим сегодняшним мироощущением.

7. «ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС».

«Это новое домашнее задание: сформулируйте для каждого члена группы один вопрос, ответ на который поможет вам лучше узнать и понять его. Для этого нужно подумать о каждом участнике тренинга, вспомнить, что вы уже успели узнать о нем. На ваш вопрос человек должен будет ответить во время интервью на следующем занятии. Не забывайте о ласковых словах. Те, у кого все получилось, не лепитесь, повторение мать учения. А те, кто не выполнил домашнее задание, вам нужно набраться сил и выполнить сразу два».

Рекомендации ведущему. Напомните участникам, что домашнее задание это обязательная процедура. Конечно, за нее никто не накажет, но члены группы вправе надеяться, что они не будут забыты. Объяс­ните, что это нужно и самому участнику, так как помогает сформиро­вать привычку «думать о другом». Тем, кто забыл о тетради, посоветуйте ее завести,

Психологический комментарий. Смысл постоянного домашнего задания и его «проверки» заключается в том, чтобы показать участни­кам огромную пользу, которую приносит пусть совсем простая, но систематическая работа над собой. Кроме того, выполняя домашнее задание, участник на какое-то время вспоминает о тренинге, думает о членах группы, значит, у него происходит психологическая настройка на предстоящую работу.

8. «МНЕНИЕ».

См. раздел «Первое занятие», упр. 8





Дата добавления: 2014-02-17; просмотров: 659; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9785 - | 7396 - или читать все...

Читайте также:

 

35.173.48.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.