Пятое занятие

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

См. раздел «Первое занятие», упр. 9.

Затем каждый участник отвечает на вопрос: «Над чем мне еще нужно поработать на следующем занятии?»

Цель занятия: На этом занятии отрабатываются навыки понимания окружающих людей, их внутреннего душевного мира; закрепляет­ся стиль доверительного общения и умения постоянного самоанализа.

Рекомендации ведущему: Это занятие является предпоследним в проводимом тренинге, поэтому вам следует активизировать процессы самораскрытия и самоанализа участников с тем, чтобы они успели проделать необходимую работу за последние два занятия.

Примерное содержание занятия.

1. «ПРИВЕТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ!».

Традиционное приветствие сегодня мы проведем под девизом «Твое будущее». Приветствуя друг друга, вы должны сделать небольшой прогноз будущего вашего партнера. Например, «Здравствуй, Боря, я думаю, что через пять лет ты будешь более добродушным и отзывчивым». Вам нужно подойти ко всем членам группы и, вспомнив все, что вы уже знаете о своем партнере, высказать предположение о его будущем».

2. «КАКИМ МЕНЯ ВИДЯТ ОКРУЖАЮЩИЕ».

«А теперь обсудим домашнее задание. Каждый должен высказать свое мнение о том, каким человеком его видит группа в целом и отдельные участники».

Рекомендации ведущему. Участники работают в большом тренинговом круге. После выступления участника группа, внимательно выслушав его, может сказать ему о том, в чем он оказался прав, а в чем ошибался, и попросить внести коррективы в его записи. Вам следует настроить участников на работу в режиме «эксперта». Каждый из них имеет право и должен отнестись к высказыванию критически, особенно если это относится непосредственно к нему. Например, один из участников сказал; «Мне кажется, что Юра воспринимает меня как замкнутого человека». Юра может подтвердить это впечатление или внести коррективы, сказав, что это не совсем верное впечатление и т.д.

Психологический комментарий. В ходе этого упражнения должен состояться откровенный разговор, основной смысл которого в коррекции самовосприятия членов группы.

3. «ПРЕОДОЛЕНИЕ».

«Жизнь - борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. С ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и с окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности. Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолевать за последнее время. После этого найдите общее, что помогло вам преодолеть эти трудности. На это вам дается 10 минут.

А теперь мы выслушаем всех, особое внимание уделите способам преодоления препятствий. Мы составим обобщенный перечень и назовем его «Преодоление». У каждого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт успешного преодоления трудностей».

Рекомендации ведущему. Участники сначала работают индивидуально, не забудьте включить музыку. Затем вы их приглашаете в общий круг и просите высказаться всех по очереди, соблюдая правила, принятые группой.

Психологический комментарий. Этюд помогает каждому участнику осознать, что не только у него, но и у всех людей бывают серьезные трудности. Главное - не бояться, не уходить от их решения, а действовать. Кроме того, обсуждение разных способов преодоления препятст­вий помогает участникам расширить свои представления о том, как поступать в затруднительной ситуации.

4. «ПРОЩАЙ...».

«Представьте себе, что наши занятия уже закончились, и вы расстались. Но все ли вы успели сказать Друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть кон­кретный участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать?

У вас есть этот шанс сейчас. Сделайте то, что вы не успели сделать на предыдущих занятиях. Не откладывайте свое решение на завтра. Действуйте здесь и теперь».

Рекомендации ведущему. Этот этюд целесообразнее провести, затемнив помещение, включив спокойную медленную музыку, дав возможность участникам расслабиться, закрыть глаза и вспомнить все прошедшие занятия.

Психологический комментарий. Этюд стимулирует активность участников, помогает им осознать, что они действительно уже прожили большую часть тренинга, и что скоро эти встречи закончатся. Поэтому, если человек что-то хочет успеть сделать, то он лучше осознает, что нельзя откладывать, потом не будет такой возможности.

5. «КАКОЙ Я ЧЕЛОВЕК?».

«Возьмите ваш лист бумаги, на котором уже есть много ответов. Сегодня вам предстоит ответить на два очередных вопроса. Может быть, вы что-то хотите добавить или изменить. Ответьте на следующие вопросы:

1. Негативные воздействия: Какие негативные для меня воздейст­вия я хочу устранить?

2. Позитивные воздействия: Какие позитивные воздействия на меня я хочу поддержать, использовать?

У вас есть на это 5 минут».

Рекомендации ведущему. Не забудьте собрать записи участников для того, чтобы они могли поработать с ними на последнем занятии.

6. «ПО СЕКРЕТУ».

«У каждого человека есть самые сокровенные цели и желания. Мы о них стараемся не говорить в силу разных причин. Боимся, что нас неправильно поймут окружающие, начнут высмеивать или будут зави­довать и т.д. Сегодня вы сформулируете основные цели, которые вы хотели бы достичь в ближайшее время. Подумайте, какие конкретные шаги нужно сделать для их достижения. Затем вы объединитесь с человеком, которому больше всех доверяете в нашей группе, и поде­литесь с ним своими планами на будущее. Постарайтесь быть максимально откровенными, ведь вы уже поняли, что это лучший способ получить понимание и поддержку. Поэтому проговорите свое самые сокровенные желания, самые тайные цели, о которых вы боитесь рассказывать другим людям, ведь вы знаете, что это останется только между вами, так как ваш партнер умеет хранить чужие тайны. Настройтесь на полную откровенность перед собой и перед тем человеком, которого вы изберете в качестве партнера для этого этюда».

Рекомендации ведущему. Если кто-то из участников окажется без пары, например, он так и не смог найти человека, которому он готов полностью довериться, дайте ему возможность поработать одному, просто записав свои цели и желания.

Психологический комментарий. Такая работа позволяет участни­кам осознать свои истинные цели и желания. Многие из них боятся говорить о них вслух, прячут их даже от себя, стараясь не думать на эти темы. Доверительное общение в паре с человеком, который больше всего понравился в ходе тренинга, снимает часть внутренних барьеров и даст возможность, может быть, впервые в жизни вслух проговорить то, что хочется больше всего.

7. «АВТОПИЛОТ».

«Это очередное домашнее задание, которое поможет вам еще лучше разобраться в себе и настроиться на радостную и продуктивную жизнь в дальнейшем. Вы должны записать не менее десяти фраз установок типа: «Я умный!», «Я сильный!», «Я обаятельная!», «Я красивая!» и т.п. Естественно, что эти установки должны относиться непосредственно к вам, отражать ваши жизненные цели и стремление стать именно таким. Отнеситесь к этому заданию серьезно, так как жизнь человека во многом определяется именно тем, что он о себе думает, что он чаще всего себе говорит. Ни в коем случае не пишите фраз, подчеркивающих ваши слабости и недостатки. Это должна быть оптимистическая программа будущего, своеобразный автопилот, который поможет вам в любых жизненных трудностях».

8. «МНЕНИЕ».

См. раздел «Первое занятие», упр. 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: