Шестое занятие

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

См. Раздел «Второе занятие», упр. 9.

Цель занятия: Это последнее занятие данного тренинга, поэтому основные усилия направляются на закрепление полученных навыков и умений самораскрытия и самоанализа, на формирование позитивной самооценки участников и проработке конкретных планов будущего. На занятии подводятся итоги работы группы, оказывается психологическая поддержка участникам, даются ответы на все возникшие вопросы.

Рекомендации ведущему: Этим занятием завершается тренинг, поэтому нужно организовать обсуждение всех возможных вопросов для того, чтобы у участников не оставалось не разрешенных проблем, которые возникли во время работы группы.

Психологический комментарий. Одно из основных положений, которое должны понять и усвоить участники, заключается в том, что в жизни каждому из нас следует ориентироваться не на других, а на уровень развития своих способностей.

Не стоит ни думать, ни говорить: «Он более добрый, чем я», лучше: «Я сегодня немного добрее, чем был вчера». Всегда найдется человек, который в чем-то превосходит нас. Он или умнее, или бескорыстнее и т.д. Что тогда? Чувство неполноценности, зависть или злоба? Но зачем портить себе жизнь? Лучше радоваться тем изменениям, которые происходят в нас самих, празд­новать очередное собственное личностное достижение.

Примерное содержание занятия.

1. «ПРИВЕТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ!».

«На этот раз традиционное приветствие в начале занятия мы проведем в виде светского приема. Свободно передвигаясь по комнате, вы должны подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, т.е. подчеркивать то, что цените больше всего именно в этом человеке. Поблагодарите каждого да то, что он был на занятиях группы, помогал вам лучше понять себя, за то, что он думал о вас, выполняя домашнее задание и т.д. Найдите для каждого несколько теплых слов. Не надо торопиться. Желательно, чтобы каждый участник обратился ко всем членам группы».

Рекомендации ведущему. Для этого этюда необходимо отвести достаточное время, чтобы все участники смогли подойти друг к другу. Не забудьте подобрать соответствующее музыкальное сопровождение. После первой части приветствия проведите групповое обсуждение, а затем настройте участников на второй этап этой процедуры.

«Продолжим. Только сейчас во время беседы с партнером вам нужно вспомнить индивидуальность друг друга. Желательно вспом­нить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил на первом занятии (разумеется, если вы помните об этом.) Если вы не помните этой индивидуальной черты партнера, вам следует извиниться, а затем обязательно поделиться своими представлениями о его своеобразии».

2. «АВТОПИЛОТ».

«А теперь поработаем над вашим домашним заданием. Что у вас получилось? Какие магические фразы установки вы сформулировали и записали для себя? Какой получилась программа для вашего личного автопилота? Может быть не только «Я умный!» и «Я сильный!», «Я обаятельная!» и «Я красивая!»? Кто первый начнет рассказывать о своей программе?»

Рекомендации ведущему. Это упражнение проводится в большом круге, чтобы все участники смогли услышать программы друг друга. После очередного выступления вы организуете обсуждение содержания программы, просите участников помочь этому человеку подкорректи­ровать ее, чтобы «автопилот» действительно помогал ему в дальнейшей жизни. Членов группы следует настроить на запоминание окончатель­ного варианта программы.

Психологический комментарий. Этим упражнением в сознание участника внедряется система личностных установок, которые ему помогают воспринимать себя в более позитивном ключе. Это обычный процесс самовнушения, только с коррекцией программы самовнушения со стороны группы иведущего.

3. «ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ».

«Каждый человек в той или иной степени обладает определенным запасом творческих сил. Творческая личность, безусловно, индивиду­альна. Но в то же время у каждого есть какие-то общие черты. Сегодня мы займемся тем, что составим обобщенный портрет творческой лич­ности. Для этого каждым из вас сначала должен записать не менее десяти признаков, характеризующих творческую личность. При этом вы можете вспоминать тех людей, которых бы считаете творческими. Не забудьте и про себя, ведь у вас также есть элементы творческого отношения к действительности. На эту работу вам отводится 7 минут.

На втором этапе мы объединимся в большой круг и обсудим «чаши предложения. Путем голосования наша группа должна составить обоб­щенный портрет творческой личности.

На третьем этапе каждый из вас будет оценен по этому обобщен­ному перечню качеств»

Рекомендации ведущему. Для оценки качеств каждого участника рекомендуется использовать 10-балльную шкалу (от 0 баллов, т.е. этот признак практически отсутствует, до 10 баллов, т.е., что качество развито максимально).

В качестве примера приведем «Десять основных признаков творческой личности» (по П.Вайнцвайгу), которые помогут вам провести обсуждение этой темы.

1. Высокая степень уверенности в себе.

2. Адекватная оценка себя и окружающих.

3. Высокая активность.

4. Ориентация на позитив.

5. Либерализм и терпимость к взглядам других людей.

6. Отсутствие зависимости от заранее определенных схем.

7. Ориентация на индивидуальные этические нормы.

8. Активное использование своей интуиции.

9. Преобладание «чувственного» восприятия над «рассудочным».

10. Опора на свой собственный ум.

Этот материал служит лишь своеобразным ориентиром в ходе разговора с участниками тренинга. Его не следует выдавать в качестве некоторой оптимальной модели, но в то же время на него можно ссылаться, направляя групповую дискуссию в нужное русло.

Психологический комментарий. Большой и откровенный разговор о творческой личности помогает участникам настроиться на дальней­шие изменения в сноси жизни и после тренинга. Ориентировочная оценка группы служит определенным стимулом для развития личности.

4. «А ЧТО ДАЛЬШЕ?».

«Теперь обсудим ваши перспективные цели и те конкретные шаги, которые вы намерены предпринять для их осуществления. У каждого из нас есть 3-4 мин. для того, чтобы рассказать об этом всей группе. Члены группы могут задавать вам вопросы, конкретизировать цели, помогать в определении шагов по их достижению. Главная задача - составить определенную программу ваших действий на ближайшее будущее».

Рекомендации ведущему. Целесообразнее это упражнение выполнять, объединив участников в большой круг. Следите за тем, чтобы группа выполняла до конца все те правила, которые были примяты па первом занятии. При затруднении кого-либо из участников помогите сами или обратитесь к группе за конкретной помощью.

Психологический комментарий. Основной смысл этого упражне­ния принятие каждым, участником па себя ответственности за свое ближайшее будущее. Когда человек вслух формулирует свои цели и проговаривает конкретные шаги для их достижения, он тем самым как бы публично берет на себя обязательства по их выполнению.

5. «КАКОЙ Я ЧЕЛОВЕК?».

«Возьмите свои записи и еще раз внимательно прочитайте их. Если есть необходимость, то измените свои ответы. Постарайтесь увидеть то, как изменились ваши собственные представления о себе».

Рекомендации ведущему. Свои записи участники могут оставить у себя.

6. «КАКОВ Я НА САМОМ ДЕЛЕ?».

«А сейчас мы сравним результаты тестирования, которое проводи­лось на первом занятии, с сегодняшними представлениями о себе… Что нового вы узнали о себе за время тренинга? С чем вы теперь не согласны? А в чем тест оказался верен? В чем вы лишь получили подтверждение?»

Рекомендации ведущему. Вы напоминаете участникам результаты тестирования, которое проводилось на первом занятии, раздаете им их результаты, если они хранились у вас и комментируете их. Вполне возможно проведение повторного тестирования по тому же тексту (см. раздел «Первое занятие», упр. 3.) и сравнение двух результатов. В этом случае результаты первого тестирования участникам в начале упражнения показывать нельзя.

Психологический комментарий. Сравнение результатов тестирования помогает участникам осознать, в чем и насколько глубоко они изменились за время тренинга.

7. «МНЕНИЕ».

См. раздел «Первое занятие», упр. 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: