ТЕМА: Основные принципы составления анкет при опросах

Процесс составления анкет включает в себя 4 этапа:

1. Предварительное рассмотрение – какая требуется информация, кого требуется опросить (специалисты, эксперты, покупатели), какой следует применять метод сбора данных для интервьюирования респондентов.

2. Формулировка вопросов – при формулировке вопросов необходимо руководствоваться следующими принципами:

· Быть ясным и точным – вопросы должны быть понятными для респондента и составлены таким образом, чтобы ответы согласовались желательными измерителями и вариантами для обеспечения достоверности.

Например: Как часто вы пьете кофе?

а) очень часто

б) достаточно часто

в) редко

г) совсем не пью

д) не очень часто

Неправильная постановка вопросов снижает вероятность получения объективных данных. Соответственно, правильнее было бы задать вопрос следующим образом: «Сколько чашек кофе Вы впиваете в день?».

· Варианты ответов не должны пересекаться: наряду с принципами ясности и точности необходимо соблюдать принцип взаимного исключения.

Например: Ваш ежемесячный доход на члена семьи составляет:

а) менее 1 000$

б) от 1000$ до 1500$

в) от 1500$ до 2500$

г) свыше 2500$

· Используйте простой естественный язык – думайте о том, кто входит в выборку когда составляете вопрос. Составляйте вопросы на разговорном языке вашей группы респондентов. Необходимо стимулировать респондента правильно отвечать даже не на тактичные вопросы.

Например: *Иногда люди выпивают немного лишку вина, пива, виски и при этом ведет себя не так как обычно. Как Вы считаете, как следует называть этих людей, чтобы Вы понимали, что мы имеем в виду и не чувствовали неловко говоря об этом.

*Иногда люди пьют на голодный желудок/немного лишку и становятся…..За прошедший год, как часто Вы становитесь…когда пили какие-либо алкогольный напиток?

· Не используйте слова и выражения, которые показывают предубеждения – предвзятые (наводящие) слова и выражения эмоционально запрограммируют и автоматически вызывают чувство одобрения /неодобрения. Если в вопросах анкеты используются перечисления, то рекомендуется менять местами виды оцениваемых параметров данных вопросов (лидера не ставьте на 1ом месте в списке перечисления).

Например: Что Вам не понравилось в продукте, который Вы только что попробовали?

Рекомендуется задавать вопрос следующим образом: Все ли вам понравилось в продукте?

· Избегайте двусмысленных вопросов в которых соединен два различных аспекта, по которым у респондента может быть прямопротивоположных мнения.

Например: Считаете ли вы, что Макдоналдс обеспечивает быстрое и культурное обслуживание? Может быть быстро, но не культурно.

· Предоставьте четкую альтернативу – присутствие/отсутствие ясности формулировки вопросов может существенно влиять на ответ.

Например: Купите ли Вы кабачковую икру в стеклянной банке, если она имеется в наличии в магазине, где Вы обычно делаете покупки?

Более корректен будет следующий вопрос: Если в магазине, в котором Вы обычно делаете покупки имеется в наличие кабачковая икра как в стеклянной так и в жестяной упаковке, то Вы

а) будете покупать только в жестяной

б) будете покупать только в стеклянной

в) будете покупать в стеклянной и жестяной

3. Построение анкеты

o Вопросы должны быть сформулированы закрытые/открытые

o Если вопрос закрытый, то необходимо решить, сколько дать вариантов ответа

o Вопросы должны располагаться от оценочных к диагностическим, затем вопросы классификационного типа.

o Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы избежать запутанности и свести к минимуму ошибки в ответах.

4. Предварительное тестирование анкеты – все аспекты анкеты должны быть подвергнуты предварительному тестированию. Предварительное тестирование необходимо проводить в среде/контексте идентичных тем, в котором будет проводится исследование. Проводится в форме пилотажного исследования (опрос от 20 до 100 человек).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: