Методика проведения анализа изучения рынка
В развитой рыночной экономике управляющий предприятиями должен знать свой целевой рынок и особенно предпочтения своих покупателей. С этой целью регулярно проводится маркетинговый анализ рынка. Рассмотрим пример такого анализа для продовольственного магазина, используя принятую в Германии методику МИ. В соответствии с этой методикой различают 3 основных направления изучения анализа рынка:
1) выявление нужд и потребностей покупателей определенного магазина;
2) выявление степени осведомленности покупателей о магазине;
3) выявление степени удовлетворенности покупателей магазином.
1) Выявление нужд покупателей.
Помогает магазинам определить сущ. потребность покупателей, которые не удовлетворяются в настоящее время, но которые магазин потенциально может удовлетворить. Данный пример может быть использован для выявления необходимости расширения ассортимента.
2) Выявление степени осведомленности.
Важным фактором увеличения товарооборота магазина является осведомленность о нем потенциальных покупателей. Вопрос заключается не только в том, насколько магазин известен, но и также в том, кому и чем известен (имидж магазина в глазах покупателей).
|
|
3) Диаграмма степени удовлетворенности покупателей.
Покупатели приходят за покупками именно в тот магазин, который удовлетворяет их в наибольшей степени. Данный метод основывается на построении диаграммы и предоставляет важную информацию о том, в каких сферах работы магазина необходимо провести улучшения, каковы сильные и слабые стороны магазина.
Коэффициент ответов (КО)
Под коэффициентом ответов понимается доля респондентов, ответивших на анкету от общего числа людей, которых попросили ответить. Надо стремиться, чтобы КО был не менее 65 %, тогда полученные данные можно считать достоверными. Если КО ниже, существует риск, что на собранную информацию повлияло наличие различных интересов у тех, кто ответил и тех, кто отказался отвечать.
Может проводиться различными способами в т.ч.: - беседа с покупателями в магазине (свободный опрос), - работа с фокус-группами, - опрос по анкете.
Анкета достаточно проста и состоит из 6 вопросов, из которых 4 – открытых:
- что Вам больше всего нравиться в нашем магазине?
- что нужно улучшить в работе нашего магазина?
- в какое время Вам удобно совершать покупки?
- присутствие каких наименований товара в ассортименте наиболее важно для Вас?
- какие наименования товаров, которые вы хотели бы купить, отсутствуют в нашем магазине?
- Какие товары следует предварительно фасовать и какой д.б. объем расфасовки? (открытый с подсказкой).
|
|
Данный опрос проводится в магазине или на выходе из него. Минимальный объем выборки составляет 200 – 300 человек.
Выявление нужд покупателей является качественным, а не количественным, поэтому коэффициент ответов значения здесь не имеет. Важно распределить полученные ответы по отдельным сегментам рынка выявить, кто из числа опрошенных относится к основной группе покупателей (целевой сегмент).
На основе выявления нужд покупателей составляется перечень предложений о том, какие усовершенствования можно провести.