Способ управления и организационный климат являются факторами, влияющими на мотивацию в рамках предприятия. Это так называемые посреднические переменные, то есть их влияние либо порождает мотивацию, либо препятствуют ей. Другими такими ситуационными факторами являются межличностные отношения на рабочем месте, использовавшийся производственный опыт, а также существующие на предприятии культура и групповые нормы.
По теории Герцберга эти моменты относятся к гигиеническим факторам, то есть способ решения таких вопросов либо вызывает неудовлетворенность, либо делает ситуацию нейтральной, но не создает мотивацию. На характере деятельности руководителя подчиненные делают вывод о том, какие достижения вознаграждаются, а какие – нет и что следует из каждого способа деятельности. Ситуационные факторы зачастую препятствуют работнику в выполнении задания желаемым способом (например, отсутствие инструментария), и таким образом появляются препятствия на пути к достижению цели. Одним из препятствий может быть недостаточность собственных способностей по отношению к данному заданию и в следующий раз мотивация при таком задании будет ещё ниже. Успех при исполнении задания, напротив, стимулирует мотивацию к соответствующей работе. Следовательно, качество заданий, даваемых работнику, в соответствии с его способностями и мастерством также влияет на мотивацию. С другой стороны, личность работника оказывает влияние в тех случаях, когда видны причины успеха и неудач. Недооценивающий себя человек переносит на себя даже маленький упрек или неудачу, а другой наоборот ищет причину вне себя – зачастую у него виноваты начальники, руководство или условия труда.
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Какие задачи мотивации труда стоят перед менеджерами?
2. Основные теории мотивации труда?
3. В чем заключается теория содержания?
4. Какие особенности «мотивационной пирамиды» Маслоу?
5. В чем заключается теория потребностей Мак Клелланда?
6. Какие особенности теории ожиданий?
7. В чем назначение посреднических переменных?
8. Влияние межличностных отношений на результаты деятельности сотрудников.
9. Какое назначение ситуационных факторов?
Литература
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник – М.: Гардарика, 1998.
2. Макаренко М.В, Махалина О.М. Производственный менеджмент. – М.: «Издательство ПРИОР», 1998.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: «Дело», 1993.
4. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: Московский университет, 1991.
5. Русинов Ф.М. и др. Менеджмент. – М.: ФКБ – ПРЕСС, 1998.
Глава 8. Руководство: власть и лидерство
В любых подразделениях предприятия руководитель зависит не только от своего непосредственно вышестоящего начальника, но также от своих подчиненных и сотрудников других отделов, цехов и служб. Многие руководители также еще зависят от сотрудников и предприятий, находящихся вне их собственной организации – поставщиков, заказчиков, конкурентов, оказывающих непосредственное влияние на результаты деятельности данного руководителя и представляющих собой часть окружающей руководителя среды. Для того, чтобы крупное предприятие эффективно работало, для этого необходимо обеспечить выполнение всех функций управления. Поэтому руководителю, в дополнение к формальным полномочиям, требуется власть, так как он зависит от людей как в кругу цепи команд, так и вне ее.