Основные теории мотивации труда

Глава 7. Мотивация деятельности

Литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник – МЮ: Гардарика, 1998.

2. Козловский В.А., Маркина Т.В., Макаров В.М. Производственный и операционный менеджмент. С.-Пб. «Специальная литература», 1998.

3. Макаренко В.М., Махалина О.М. Производственный менеджмент.- М. «Издательство ПРИОР», 1998.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М. «Дело», 1993.

5. Русинов Ф.М. и др. Менеджмент. –М. ФБК-ПРЕСС, 1998

6 Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Д., Якобс Р.Ф.Производственный и операционный менеджмент,-М. С-П.К.: Издательский дом «Вильямс», 2001.


Уже в 30-е годы 20-го столетия ученые, занимающиеся изучением управления предприятием, все чаще стали рассматривать проблемы, связанные с мотивацией труда или так называемым «человеческим фактором». Под мотивацией труда обычно понимается процесс стимулирования сотрудников предприятия к деятельности, направленной на достижения целей (миссии), предусмотренных в соответствующих планах предприятия. Под мотивацией подразумеваются активные движущие силы, которые определяют поведение людей. Отметим, что поведение человека всегда мотивированно. При планировании и организации работ руководитель (менеджер) определяет что в заданном промежутке времени, согласно действующего плана, должно быть выполнено предприятием или его подразделением и кто и где должен это сделать. При решении этих задач руководителями, как правило, используются основные принципы мотивации.

Теории мотивации к деятельности обычно подразделяют на две группы: теории содержания и теории процесса.

Чтобы понять мотивацию как явление, нужно при этом рассматривать оба понятия вместе.

«Мотивационная пирамида» Маслоу. Основные теории мотивации в первую очередь пытаются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.

Разрабатывая теорию мотивации, Абрахам Маслоу полагал, что все потребности человека можно подразделить на пять категорий. По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде «мотивационной пирамиды Маслоу» (Рис.7.1.1.)

 
 


Самовыражения

 
 


Уважения

 
 


Социальные

Безопасности и защищенности

 
 


Физиологические

 
 


Рис 7.1.1. Мотивационная пирамида Маслоу

Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения в первую очередь и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем начнут сказываться потребности более высоких уровней.

В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Маслоу утверждал, что наиболее сильная потребность определяет поведение до тех пор, пока она не удовлетворена. Удовлетворенная же потребность больше не определяет поведение, то есть не действует как фактор мотивации.

Потребности удовлетворяются в определенном порядке. Физиологические потребности и потребности безопасности – это первичные потребности, которые должны быть удовлетворены прежде, чем потребности более высоких уровней. Например, усиление чувства голода ставит потребность в пище на центральное место в поведении человека, отодвигая в сторону другие.

Таким образом, условия и ситуация определяют, какие потребности будут доминировать в данный момент. Потребности же связанные с уважением личности являются индивидуальными. Отметим, в одной и той же ситуации у разных людей могут проявляться разные потребности, а изменение ситуации влечет за собой изменение потребностей человека. Работа как таковая может дать возможность для удовлетворения потребностей. В этом случае речь идет о потребностях более высокого уровня, связанных с уважением и самовыражением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: