Цель РСЧС - предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий.
РСЧС - государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» основными задачами РСЧС являются:
1. Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС.
2.Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС.
3.Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС (далее - силы и средства).
4.Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС.
5.Подготовка населения к действиям в ЧС.
6.Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.
7.Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
8.Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС.
9.Ликвидация чрезвычайных ситуаций.
10.Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.
11.Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.
12. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
РСЧС, как система, состоит из двух подсистем, составляющих ее основу:
а) территориальные подсистемы – по числу субъектов Российской Федерации;
б) функциональные подсистемы – по числу министерств и ведомств федеральных органов (перечислены в Положении об РСЧС).
РСЧС встроена в государственную систему управления и имеет пять уровней:
федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.
В федеральных органах исполнительной власти, т. е. министерствах, агентствах, службах и т. п., созданных по отраслям и сферам деятельности, и входящих в их состав структурных подразделениях межрегионального, регионального и муниципального уровней, организациях, объектах созданы функциональные подсистемы РСЧС.
Так, Минздравсоцразвития России имеет следующие функциональные подсистемы:
Всероссийской службы медицины катастроф;
резервов медицинских ресурсов;
надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.
Министерство внутренних дел России имеет функциональную подсистему охраны общественного порядка и т.д.
Руководство функциональными подсистемами РСЧС в федеральных органах исполнительной власти, их подразделениях и организациях осуществляют соответствующие руководители.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Положение о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации, а также положения о других функциональных подсистемах единой системы, создаваемых федеральными органами исполнительной власти в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, согласованным с МЧС России.
Территориальные подсистемы РСЧС созданы на территориях республик, краев, областей (субъектов РФ) и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих субъектов. Ответственность за состояние РСЧС на вышеуказанных территориях несут органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в лице их руководителей (глав администраций).
Территориальная (республиканская, краевая, областная) подсистема в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций действует на региональном, муниципальном и объектовом уровнях и включает в себя звенья областной подсистемы, соответствующие административно-территориальному делению области (городской округ и муниципальный район), а также организации, предприятия и учреждения (далее - организации).
Звенья городских округов включают в себя звенья территорий (районов) городских округов.
Звенья муниципальных районов включают в себя звенья городских и сельских поселений.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На каждом уровне РСЧС имеет:
- координационные органы;
- постоянно-действующие органы управления;
- органы повседневного управления;
- силы и средства;
- резервы финансовых и материальных ресурсов;
- систему связи, оповещения и информационного обеспечения.