Тип предприятия автосервиса определяется его назначением, видами оказываемых услуг, производственной площадью и мощностью, организационной структурой, особенностями производственного процесса. Анализ указанных характеристик предприятий автосервиса у нас в стране и развитых странах позволяет выделить следующие типы предприятий:
• Пункт обслуживания автомобилей (ПОА);
• Пункт обслуживания на АЗС;
• Авторемонтная мастерская (АРМ);
• Станция технического обслуживания автомобилей (СТОА);
• Автоцентр (АЦ)
• Станция инструментального контроля;
• Станция восстановительного ремонта.
Пункт обслуживания автомобилей (ПОА) — это предприятие, которое организовано в соответствии с требованиями законодательства, без создания юридического лица ил и входящее в состав юридического лица. В пункте обслуживания автомобилей работает от 1 до 8 чел. Пункт выполняет ограниченный перечень специализированных работ и услуг. Работающий в пунктах обслуживания персонал может не иметь специальной подготовки, подтвержденной свидетельством об образовании государственного образца. За соблюдение технологии, метрологическое соответствие оборудования, применение сертифицированных материалов и запасных частей, методов измерения, пожарную, санитарную, экологическою безопасность, охрану труда и технику безопасности, качество работы и соответствие автомобиля после выполнения обслуживания и ремонта требованиям ГОСТов отвечает владелец, руководитель или работник пункта, имеющий документально подтвержденное право на такую ответственность.
Примерами могут быть отдельно расположенные пункты, выполняющие ручную или портальную мойку, шиномонтаж, замену масла, подкачку шин, чистку салона, замену деталей, например тормозных колодок, подвески, трансмиссии, бампера, защиту двигателя, установку подкрыльников, замену деталей глушителя, восстановительные работы по деталям кузова, не влияющим на его геометрию, и др. Специализация ПОА часто отражается в самом названии пункта, например «Пункт замены масла», «Пункт шиномонтажа», «Пункт мелкой покраски», «Пункт рихтовки и покраски дисков».
Пункт обслуживания автомобилей имеет ограниченную одним-двумя рабочими местами производственную площадь, площадь для бытовых помещений работников, технические помещения, специальное оборудование, площадку для стоянки автомобилей.
Пункт обслуживания на автозаправочной станции — малое предприятие автосервиса на 1—2 поста, выполняющее мелкие работы по замене масла, охлаждающих жидкостей, тормозных колодок, деталей ходовой и трансмиссии. Отдельно на АЗС может быть организована мойка, уборка ичистка салонов, может быть оборудование для самообслуживания, например пылесос.
Пункт обслуживания автомобилей на АЗС имеет те же характеристики, что и ПОА вообще, но расположен на территории заправочной станции в совмещенном с АЗС или отдельном здании и предназначен для обслуживания и ремонта автомобилей, прибывших на заправку.
Авторемонтная мастерская (АРМ), или мастерская по ремонту автомобилей, — предприятие автосервиса, которое выполняет техническое обслуживание и ремонт автомобилей для частных лиц или корпоративных клиентов, но не имеет инфраструктуры для обслуживания клиентов и по этой причине не может оказывать услуги для них. Обоснование такого названия связано с понятием продукции автосервиса—услугой. Известно, что услуга включает в себя два элемента: обслуживание клиентуры и обслуживание и ремонт автомобилей. Именно в связи с отсутствием элементов услуги, направленных на удовлетворение потребностей клиентуры, а не автомобилей, данный вид предприятий не может называться станцией технического обслуживания, а только ремонтной мастерской.
АРМ характеризуется наличием:
• производственных мощностей для технического обслуживания и ремонта автомобилей;
• технических производственных площадей;
• площадей для хранения запасных частей;
• бытовых помещений для работников;
• помещения или рабочего места мастера;
• площадки для стоянки автомобилей.
Станция технического обслуживания (СТО) — это предприятие, продукцией которого являются услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых, грузовых автомобилей или автобусов. Выделяют СТО с полным циклом продаж (автомобилей, запасных частей и аксессуаров, услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей), с неполным циклом продаж (продажа запасных частей и услуг автосервиса) и СТО, оказывающие только услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей
СТО характеризуется наличием:
• стоянки для автомобилей клиентов, гостей и стоянки для автомобилей сотрудников;
• склада для новых и подержанных автомобилей; стоянки для демонстрации новых и подержанных автомобилей;
• автосалона, площадей и мощностей для продаж автомобилей;
• помещений для продажи запасных частей и аксессуаров;
• помещений и производственных мощностей для обслуживания и ремонта автомобилей.
Мощность (размер) СТО определяется количеством рабочих постов (рабочих мест), а также количеством производственных рабочих. При увеличении количества производственных рабочих за счет изменения режима работы станция не переходит в другую категорию по мощности, так как при этом меняется лишь уровень использования мощности (это позволяет сравнивать и правильно оценивать эффективность использования инвестиций). В мировой практике под рабочим постом понимают рабочее место, площадь которого зависит от рода выполняемых работ, оказываемых услуг. Рабочий пост, предназначенный для выполнения работ на автомобиле (с использованием подъемника или без него), в зависимости от типа легкового автомобиля и вида выполняемых работ имеет площадь от 27 до 40м2.
В настоящее время существуют станции мощностью от 1 до 60 постов. В России были построены станции на 650 рабочих мест (250 постов по 120м2 каждый), в Украине — на 300 рабочих мест (100 постов по 120 м2 каждый). Спецавтоцентры ВАЗ имели мощность 150 рабочих мест (назывались 50-постовые САЦ). В советские времена были распространены СТО на 25 постов (125 рабочих мет), 15-постовые СТО (40 рабочих мест). По мощности СТО делятся на малые, средние, большие, крупные.
К малым СТО по нормам отечественной и мировой практики относятся станции, имеющие 2 рабочих поста, с численностью производственных рабочих от 1 до 4 чел. включительно. До 70% семейных (дворовых) СТО и у нас, и в развитых странах имеют такую численность рабочих. Характерной особенностью малых СТО является ограниченный перечень выполняемых работ, что обусловлено инвестиционными возможностями владельцев бизнеса. В начале деятельности, в течение определенного времени, а иногда и вообще они не могут позволить себе приобрести дорогостоящее оборудование, программное обеспечение или базы данных, С другой стороны, даже достаточные доходы не всегда стимулируют этот бизнес к расширению или изменению статуса. Чаще всего он сопряжен с укладом семейной жизни. Например, в Германии, США этот бизнес передается из поколения в поколение и связан с определенными традициями.
В Украине малый автосервис уже развит в достаточной мере. Стимулом к его развитию послужило тяжелое экономическое положение в период перестройки и тотальная безработица. Автосервис, тем паче малый, для многих оказался доступным и по квалификации, и по уровню необходимых инвестиций: любые четыре стены, нехитрый набор инструментов и навыки в выполнении определенного вида работ становятся начальной базой для такого автосервиса. Что же касается квалификации, то дефицитный советский автосервис заслуживает особой похвалы зато, что не оставил ни одного владельца автомобиля технически неграмотным: 77,2% владельцев автомобилей умеют и могут сами ремонтировать свои автомобили, 27,5% — любые, а 41,3% могут обслуживать и ремонтировать автомобили на профессиональном уровне, из них 53,4% не только могут, но и имеют для этого все необходимые условия.
В настоящее время малый автосервис во дворах, кооперативных гаражах чаще всего представляет собой ремонтную мастерскую, не имеющую подразделения для работы с клиентурой. Мировой опыт дает основания надеяться на дальнейшее его развитие. В частности, у нас пока слабо развит автосервис на заправочных станциях. Это обусловлено рядом причин, прежде всего спросом. Один— два подъемника на заправке превращаются в малую универсальную СТО, выполняющую все виды работ, вплоть до углубленного ремонта двигателя, и потому требующую расширения и развития.
Малый автосервис развивается непосредственно механиками, осуществляющими обслуживание и ремонт автомобилей. Эти люди, имея чаще всего высокую квалификацию в области обслуживания и ремонта автомобилей, как правило, не знакомы с другими вопросами организации производства и не уделяют им должного внимания, Очевидно, стандартизация регламентирующих требований к малому автосервису способствовала бы повышению его качества.
Помещения или здания малых СТО должны отвечать требованиям регламентирующей документации, касающейся технического обслуживания и ремонта автомобилей, технического оснащения, производственных, технологических и организационных процессов СТО. Экологические, санитарные и пожарные требования к этим предприятиям зависят от места их расположения (в отдельном здании или общем), а также от видов выполняемых работ.
К средним СТО относятся предприятия автосервиса с количеством постов от 3 до 9 и численностью рабочих, в зависимости от режима работы, от 5 до 20 чел. Удельный вес таких станций у нас составляет 15% 1101, в Германии — 27%, в целом за рубежом—45—50%. Большинство средних СТО—универсальные: выполняют ограниченный перечень работ по ремонту ходовой, двигателя, электрооборудования для разных марок автомобилей. Многие СТО авторизированных дилеров имеют среднюю мощность (в Германии — 31 %),
К большим СТО относятся предприятия с численностью рабочих постов от 10 до 19 и численностью производственных рабочих от 10 до 40 чел. Среди дилеров СТО такой мощности составляют 57%, среди свободных станций — 5%.
Крупные СТО имеют от 20 до 35 постов, на них работает от 21 до 70 (и более) производственных рабочих. Среди крупных СТО можно выделить небольшое количество сверхкрупных—с количеством постов более 35, как правило, 36—50. Их удельный вес незначительный, чаще они встречаются среди дилеров и значительно реже среди независимых СТО. Примером крупных и сверхкрупных СТО являются автоцентры ВАЗ, построенные в 70-е годы XX столетия при создании дилерской сети Волжского автомобильного завода. В Украине было построено 10таких (50-постовых) спецавтоцентров. Площадь спецавтоцентра—более 10 тыс. м2, численность производственных рабочих —около 250 чел. Примером крупных СТО среди независимых являются 25-постовые станции, построенные по типовым проектам, производственная площадь которых равна 5000 м2, а численность производственных рабочих—125 чел.
Автоцентры (АЦ), или автотехцентры (АТЦ), или спецавтоцентры (САЦ), — автосервисные предприятия различной мощности, которые являются региональными или зональными центрами и имеют в своем составе подчиненные или независимые, но технологически или организационно связанные с центром периферийные станции технического обслуживания или другие подразделения. Автоцентр может иметь центральный склад автомобилей и запасных частей, централизованные функциональные службы, сервер и администратора компьютерной сети, учебный центр, аналитический центр, корпоративную службу маркетинга. Автоцентр выполняет полный комплекс работ и услуг.
Станции инструментального контроля — специализированные комплексные диагностические центры, оборудованные полным комплектом диагностического и проверочного оборудования, сертифицированные в соответствии с требованиями Госстандарта для целей технического контроля автомобилей и проверки их на предмет соответствия требованиям стандартов и технических условий.
Заметим, что станции инструментального контроля получили развитие и как самостоятельные предприятия, и как подразделения станций технического обслуживания. В первом случае они выполняют функцию контроля технического состояния автомобилей для официального его засвидетельствования, например при техническом осмотре автомобилей, в случае их регистрации или перерегистрации, при сертификации. На СТО диагностические комплексы используются в качестве поста прямой приемки или поста комплексной диагнос-тики до или после технического обслуживания и ремонта. В большинстве случаев линии инструментального контроля оборудуются четырехкомпонентным газоанализатором, стендом увода колес, тормозным стендом, стендом для проверки состояния передней подвески, прибором контроля света фар.
Станции восстановительного ремонта, или станции по восстановлению и окраске кузовов — автосервисные предприятия, основным видом деятельности которые является восстановление кузовов и их деталей, окрашивание кузовных поверхностей или кузовов в целом, а также выполнение других работ по восстановлению и уходу за кузовом автомобиля (антикоррозионная обработка кузова, тюнинг салона и др.).
В Украине такие станции как самостоятельные производства еще не получили достаточного развития, но существуют объективные предпосылки для того, чтобы этот тип предприятий развивался. Многие страховые компании, чтобы снять сложности в отношениях с СТО, занимающимися восстановлением автомобилей по страховым случаям на основании договора, а также для того, чтобы не терять прибыль от деятельности по ремонту автомобилей (а это 20—30% от суммы ремонта), создают сеть станций по восстановительному ремонту.
Станции восстановительного ремонта имеют специализированное оборудование и технологии восстановления и окраски кузова. При этом часть работ станция может выполнять по субподряду. Станции по восстановлению и окраске кузовов могут иметь различную мощность, которая определяется количеством постов, атакже наличием основного технологического оборудования. На практике встречается такое сочетание основных видов оборудования станций восстановительного ремонта:
♦ без окрасочной камеры и стенда восстановления геометрии кузова;
♦ с окрасочной камерой без стенда восстановления кузова;
♦ с одной окрасочной камерой и одним стендом восстановления кузова;.
♦ с двумя окрасочными камерами и двумя стендами восстановления геометрии кузова.