Авторизироваииый автосервис
Автосервис имеет два явно выраженных направления развития:
1. Свободный (независимый)сервис;
2. Авторизированный (фирменный) сервис различных автопроизводителей.
В автомобильно развитых странах соотношение авторизированного и независимого сервиса составляет 40% к 60%, в менее развитых приблизительно 10% к 90% (например Россия, Украина). И тот, и другой сервис развиваются быстрыми темпами.
Назначение авторизированного (фирмеyyого) сервиса сводится к продвиже-нию автомобилей бренда на региональный рынок сервис в нем рассматривается как условие, обеспечивающее эффективность продаж. При этом продажи автомобилей отечественных и иностранных производителей тем успешнее, чем качественнее автосервис бренда. В свою очередь, чем больше продается автомобилей, тем больше доходов приносит автосервис и тем больше продается запасных частей и аксессуаров. Более того, с увеличением объема продаж автомобилей продажа не только запасных частей, но и аксессуаров выделяется в отдельное направление бизнеса со своими структурами» производственными мощностями, складскими запасами, организацией производства и экономическими показателями.
|
|
Авторизированные автосервисные предприятия имеют дистрибьюторский, дилерский или партнерский договор непосредственно с производителем автомобилей, генеральным представительством производителя или импортером, уполномоченным производителем продавать автомобили на определенной территории рыночной ответственности. Цель деятельности таких предприятий — продвижение на рынок автомобилей производителя (или производителей), предпродажная подготовка автомобилей, гарантийное и послегарантийное обслуживание и ремонт, а также продажа оригинальных запасных частей.
Производственная структура авторизированного автосервисного предприятия включает автосалон, склад автомобилей, открытую стоянку для новых автомобилей, склад и магазин для продажи запасных частей, инфраструктуру для работы с клиентурой, производственные мощности для обслуживания и ремонта автомобилей, бытовые и офисные помещения, незастроенную резервную территорию.
Как правило, внимание автомобилю в фирменном автосервисе уделяется до пяти—шестилетнего возраста. Дальше на практике автомобиль переходит в свободный сервис, который не связан с фирмами-производителями.
В свободном (независимом) сервисе техническое обслуживание и ремонт автомобилей, продажа запасных частей являются основными видами деятельности и основными источниками дохода. К свободным автосервисным предприятиям относятся те отдельные или корпоративные СТО, которые не имеют дилерского (дистрибьюторского) договора ни с одним из производителей автомобилей, проводят независимую рыночную и маркетинговую политику, обслуживают одну или несколько марок автомобилей, используют при обслуживании и ремонте и продают по своему усмотрению оригинальные или идентичные (лицензионные) запасные части, имеют (или не имеют) свой фирменный стиль.
|
|
Независимый автосервис реализует функцию обслуживания и ремонта автомобилей как первичную. Он связан только с потребителями услуг через их потребности и стремление удовлетворить их. Организационные формы, размер предприятия, технологические особенности, выполняемые виды работ формируются. производителем услуг в зависимости от реальных условий, рыночного спроса, личных интересов и экономической целесообразности. Независимые автосервисные предприятия могут иметь автосалон, помещения для обслуживания клиентов, производственные мощности для технического обслуживания и ремонта автомобилей, склад запасных частей, магазин.
На свободных станциях технического обслуживания могут создаваться такие производственные подразделения:
• участок предпродажной подготовки автомобилей;
• участок мойки;
• участок диагностики;
• участок смазки;
• участок ремонта топливной аппаратуры;
• участок ремонта электрооборудования;
• агрегатно-механическийучасток;
• обойный участок;
• шиномонтажный участок;
• кузовной участок;
• малярный участок;
• участок по антикоррозионному покрытию.
Это рекомендованный филиалом Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) перечень участков для крупных независимых станций, которые в настоящее время встречаются редко. Большинство независимых станций малые, они выполняют ограниченный перечень услуг.
В настоящее время большинство независимых СТО имеет небольшую мощности на 70% из них работает до 4—5 рабочих. Они оказывают достаточный, но ограниченный перечень услуг. Большинство таких станций размещается в приспособленных помещениях, слабо оснащено, часто имеет неэстетичный внешний вид. Персонал преобладает недостаточно обученный, но с большим опытом работы. Свободные станции технического обслуживания, если они не входят в какие-либо структуры, не имеют стандартов, достаточной информационной базы. Малые СТО вообще работают по упрощенной схеме и строят свои отношения с клиентами на неформальной основе. При этом свободные СТО имеют свою клиентуру, их услугами и у нас, и в развитых странах пользуются от 50 до 95% владельцев автомобилей.
Преимуществом свободных СТО являются более низкие цены на услуги и запасные части. Их недостатки — упрошенные схемы обслуживания клиентов, не всегда должное качество обслуживания и ремонта автомобилей. В США универсальные станции лишены недостатков наших СТО за счет законодательства, которое предусматривает доступ СТО к технологической информации, запасным частям и обучению персонала любого производителя автомобилей.
В рамках независимого автосервиса развиваются универсальные и специализированные станции технического обслуживания. Основным признаком универсальной СТО является обслуживание ею нескольких марок автомобилей и оказание разнообразных видов услуг. Универсальные станции не связаны в своей деятельности с маркой автомобилей, хотя могут представлять определенный бренд.
К специализированным СТО относятся станции, специализирующиеся на обслуживании автомобилей одной марки или же на одном виде или ограниченном перечне услуг. Специализированные станции появились там, где есть концентрация парка или возможность сбора ремонтного фонда с достаточной территории и в достаточных для специализации количествах.
|
|
Специализированные СТО по маркам автомобилей, как правило, авторизированные дилеры. В последнее время появилось большое количество станций, специализирующихся не на одной, а на нескольких однородных марках автомобилей. Например станции, обслуживающие американские, корейские, немецкие автомобили. Эти станции могут быть дилерами, а могут быть и станциями общего пользования. В развитых странах, например в США, есть СТО, специализирующиеся не только на определенных марках, но и на определенных моделях автомобилей. У нас чаще встречаются СТО, специализирующиеся на определенных видах работ.
Специализированные станции по видам работ. Узкая предметная специализация позволяет за счет большей производственной программы специализировать производственные операции и приобрести оборудование для их выполнения. Специализация требует меньших инвестиций. Специализация связана с выполнением либо специфических видов работ (например тюнинг, реставрация автомобилей, восстановление деталей, ремонт отдельных узлов), либо определенных операций обслуживания автомобилей (шиномонтаж, быстрая замена масла, ремонттопливной аппаратуры, проч.).