Виды автотранспортных предприятий по принадлежности

АТП

Комплексные АТП до последнего времени были самыми мас­совыми предприятиями на автомобильном транспорте нашей стра­ны. Появление комплексных предприятий относится к 1933 г., когда впервые в стране издается типовое Положение о низовом звене на автотранспорте, которым была определена автобаза. Автобазе вменялись следующие функции: подготовка автомобилей к вы­пуску на линию, организация перевозок грузов и пассажиров, проведение технического обслуживания и ремонта машин, хра­нение машин, обеспечение транспорта всем необходимым, обес­печение безопасности перевозок и т.д.

Положением были определены службы автобазы, главными из которых были служба эксплуатации и техническая служба.

По характеру перевозок и типу подвижного состава (рис. 2.1) комплексные АТП (УТТ) подразделяются на легковые таксомо­торные, легковые по обслуживанию учреждений и организаций, автобусные, грузовые, смешанные (выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки) и специальные, т.е. скорой медицин­ской помощи, коммунального обслуживания и т.п.

Рисунок 2.1 – Классификация комплексных предприятий автомобильного (тех­нологического) транспорта и специальной техники

По целевому назначению, характеру производственно-хозяй­ственной деятельности, подчиненности и формам собственности АТП могут быть общего пользования (республиканских ведомств автомобильного транспорта, государственных концернов), ведом­ственные, акционерные, частные и др.

По организации производственной деятельности АТП подразделяются на автономные и кооперированные.

К автономным АТП относятся самостоятельные пред­приятия, которые осуществляют транспортную работу, хранение и все виды ТО и ТР подвижного состава. Размер таких АТП зависит в основном от численности и типа подвижного состава. Типаж автономных автотранспортных предприятий, сложившийся к 1980—1990 гг., имел широкий диапазон: для грузовых — 100 — 500 ед. подвижного состава, для автобусных — 100 — 400 ед. под­вижного состава, для легковых таксомоторных — 200—1000 ед. подвижного состава.

На автомобильном транспорте общего пользования функцио­нировали крупные автономные АТП (автокомбинаты) с числом автомобилей 600—1500 и более, в том числе специализирован­ные по виду перевозок и типу подвижного состава. К коопериро­ванным относятся АТП, деятельность которых осуществляется на основе централизации транспортной работы, а также полной или частичной специализации и кооперации производства ТО и ТР подвижного состава. Кооперированные комплексные предприя­тия для выполнения ряда функций, например, по поддержанию машин в исправном техническом состоянии, объединяются и со­здают на более высоком организационном и технологическом уров­не на условиях кооперации специализированные централизован­ные производства.

Совершенствование организации эксплуатационной и инже­нерно-технической службы обусловливает выделение в составе АТП эксплуатационных и производственных филиалов.

В эксплуатационных филиалах предусматривается хранение подвижного состава, выполнение ЕО, в отдельных случаях ТО-1 и несложных работ ТР. Эти филиалы организуются преимуществен­но в местах интенсивных грузо- и пассажиропотоков, вблизи пун­ктов массовой загрузки и разгрузки, конечных станций маршру­тов пассажирского транспорта, что способствует приближению подвижного состава к потребителям (сокращению холостых про­бегов).

Производственные филиалы создаются для выполнения ТО-1, ТО-2, когда они не производятся в эксплуатационных филиалах, и наиболее трудоемких работ ТР. Централизация ТО и ТР в произ­водственных филиалах способствует повышению качества работ.

Основными задачами автотранспортного предприятия являются:

– организация и выполнение перевозок в соответствиис планом и заданиями;

– хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;

– материально-техническое снабжение предприятия; - содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования;

– подбор, расстановка и повышение квалификации персонала;

— организация труда, планирование и учет производственно-финансовой деятельности.

Основными процессами производственной деятельности автотранспортного предприятия являются:

– основное производство;

– вспомогательное производство;

– обслуживающее производство;

– управление производством.

Основное производство на автомобильном транспорте— выполнение перевозок, что является определяющим для автотранспортного предприятия. Однако основное производство нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.

Вспомогательное производство автотранспортного предприятия — это совокупность производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.

Обслуживающие производства материального продукта не создают. Они обеспечивают основное и вспомогательное производство энергоресурсами, ин­формационным обслуживанием, контролируют каче­ство технического обслуживания и ремонта.

Автотранспортное предприятие для успешной де­ятельности должно состоять из ряда структурных подразделений с определенными функциями и стро­го определенными взаимосвязями (рис. 2.2).

Рис. 2.2 Организационная структура АТП


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: