Обучение основным положениям и передвижениям
(держание оружия, боевая стойка, передвижения)
Независимо от вида оружия в обучении фехтованию рекомендуется определенная последовательность. Одна из наибольших трудностей в овладении фехтованием — это необходимости управлять сравнительно длинным предметом, которым является оружие. Именно поэтому на протяжении всей учебно-тренировочной работы следует совершенствовать руку в управлении оружием с тем, чтобы достигнуть предельной точности и меткости уколов (ударов) и правильности каждого движения оружием. Для этого существуют специальные упражнения, которые развивают соответствующие мышцы кисти и предплечья, придают им силу и эластичность. В таких упражнениях используются специальные подсобные снаряды (малые мячи, гимнастические палки, булавы) и главным образом само оружие, которым выполняются разные сложные движения — имитация ударов и уколов, переходы из одной линии в другую, имитация круговых и прямых движений, разные перемещения пальцев на рукоятке оружия и пр. Фехтовальщик с самого начала должен быть обучен правильному держанию оружия, которое все время следует проверять и совершенствовать.
|
|
После ознакомления с травильным держанием оружия осваивают боевую стойку и передвижения в ней. Весьма важно сделать положение боевой стойки привычным и развить способность к постоянному сохранению его в тренировке и боях. В дальнейшем необходимо также освоить некоторые варианты типовой боевой стойки, встречающиеся в разных моментах боя.
Далее следует обучать передвижениям, над совершенствованием которых требуется работать постоянно на протяжении всей спортивной деятельности фехтовальщика, независимо от его мастерства.
Опытные тренеры говорят, что время, потраченное на освоение и тренировку боевой стойки и передвижений в ней, всегда окупается в дальнейшем.
После освоения боевой стойки и передвижений приступают к обучению простым атакам и защитам от них.
Обучение атакам начинается с ознакомления с прямой атакой, направленной в ближайшую часть тела противника. Последовательно изучают атаки с ближней, средней и затем дальней дистанций.
В фехтовании на рапирах сначала изучают атаки уколом прямо, затем переводом, а уколы переносом относятся на ту стадию обучения, когда точность движений и способность к управлению оружием будут уже достаточно развиты.
В фехтовании на саблях обучение атакам начинается с прямого удара по голове, как наиболее простого и почти не требующего изменений основного исходного направления клинка. Затем последовательно изучаются атаки на правый бок, уколом прямо и переводом, удары по голове переносами, наконец удары по левому боку. Рекомендуется изучать атаку на левыйбок (из-за ее значительной технической трудности) на более поздней стадии обучения, когда ощущение движения клинка при ударах станет отчетливее.
|
|
В фехтовании на шпагах, так же как и в раиирном фехтовании, начинают обучение с прямых атак на корпус и подключают к ним уколы в руку. Затем изучают атаки с переводами в разные точки поражаемого пространства, которое в фехтовании на шпагах не имеет ограничений. При изучении атак следует постоянно чередовать атаки на руку с атаками на тело, равномерно развивая соответствующие навыки.
В фехтовании на штыках так же, как и в рапирном фехтовании, сначала изучают атаки прямым уколом, затем е переводом и в последнюю очередь с переносами.
Все простые атаки следует до полного усвоения выполнять с выпадами, представляющими основной способ атакующего передвижения. Атаки броском (флеш-атаки) изучают после прочного освоения атак с выпадом, и их начинают выполнять несколько ранее в фехтовании на саблях и шпагах, позднее — в фехтовании на рапирах. В фехтовании на штыках атаки броском исключаются, но добавляются атаки с выпадом сзади стоящей ногой.
Ознакомив учеников с прямыми атаками, изучают основные позиции и соединения, а затем переходят к другим видам атак.
Сразу же вслед за первой простой атакой изучают и защиты от нее. Первоначально осваивают только защитные действия для развития правильного ощущения защитной позиции на определенную атаку и только после этого добавляют ответные уколы или удары. В дальнейшем обучении нужно постоянно следовать этой рекомендации — одновременно с атакой изучать и защиту от нее с последующим ответом (после освоения защиты).
В фехтовании на рапирах и шпагах рекомендуется скорее переходить к изучению и совершенствованию круговых защит, которые, помимо их тактической (полезности, содействуют более быстрому овладению управлением оружием.
После того как фехтовальщики освоят основную технику простых атак, защит и ответов, следует изучать схватки, состоящие из этих изученных действий. Это развивает способность к продолжению боя после неудачи одного движения, увеличивает возможность освоения многотемновых действий и повышает уверенность в управлении оружием. Схватки должны завершать изучение каждого приема.
Простые атаки имеют простую структуру, но выполнение их в бою требует большого мастерства, отличного чувства времени и дистанции, совершенного управления оружием, умения создавать момент для атаки. Поэтому совершенствованию простых атак должно быть уделано самое большое и тщательное внимание в каждом занятии с фехтовальщиками всех разрядов.
Простые действия при умелом выполнении представляют весьма эффективное средство нападения и защиты, и мастерство фехтовальщика в решающей степени определяется его способностью успешно применять их.