Общие понятия и значение планирования в системе управления

БИЗНЕС-ПЛАН ОПЕРАТОРА СВЯЗИ И ВЕЩАНИЯ

Планирование – это комплекс работ по разработке стратегии действия, направленных на развитие и функционирование производства.

Осознание содержания стратегии – предвидение относительно будущего – предопределяет оптимальный путь развития того или иного процесса или предприятия. Опираясь на результаты изучения рынка, оно способствует его формированию и развитию на основе сочетания стратегического и маркетингового планирования, рыночного ценообразования и системы доведения товаров и услуг до потребителя.

Сущность стратегического планирования состоит в разработке стратегий и путей (методов) их реализации. Оно пришло на смену долгосрочному, существующему в системе централизованного планирования, при котором оценка перспективных показателей производилась путем экстраполяции от существующей базы (от прошлого к будущему, которое предполагалось лучше прошлого).

В системе стратегического планирования используется другой принцип – от будущего к настоящему.

В первую очередь формулируется глобальная цель, а потом с учетом внешних (число потребителей и их структура, место на рынке, дефицит ресурсов, инфляция, динамика цен на ресурсы и т. д.) и внутренних (организационная структура предприятия, производственные ресурсы и т. д.) факторов она разлагается на совокупность подцелей, для реализации которых вырабатываются собственные стратегии (конкурентоспособность, увеличение объема реализации услуг, внедрение новых услуг и технологий, снижение затрат).

При стратегическом планировании различают три вида результатов:

идеал (оптимистический вариант) – предельно возможный результат, к которому нужно стремиться;

цель (оптимальный вариант) – результат, достигаемый в течение предсказуемого периода, это наиболее вероятный вариант;

подцель, или задача (пессимистический вариант), при наихудшем стечении обстоятельств, этот результат достигается за определенное время.

Каждому виду результатов присущ конкретный тип планирования. Первому виду результатов соответствует нормативное планирование, второму – стратегическое, третьему – тактическое.

План как результат планирования является мотивированной моделью действия, составленной на основе прогнозов поведения внешней среды, собственных возможностей и поставленных целей.

При разработке планов развития связи необходимо соблюдать внешние и внутренние пропорции.

К внешним пропорциям относятся пропорции между развитием средств телекоммуникации и производительными силами страны.

К внутренним пропорциям относятся пропорции между отдельными звеньями сети и подотраслями связи.

Так как отдельные предприятия-операторы являются элементами (звеньями) Единой сети электросвязи (ЕСЭ), для успешного (оптимального) решения задач, поставленных перед системой, решая свои локальные задачи, они должны обладать определенными производственными мощностями (ПМ). При этом под производственными мощностями понимается максимально возможный объем услуг (пропущенного трафика, каналов, трактов, портов, терминалов), которые можно обеспечить при определенном материальном объеме оборудования, площадях и производственном персонале.

Производственные мощности, являясь собственностью отдельных операторов, часто используются другими в качестве производственных ресурсов в процессе создания законченных услуг. Поэтому важное значение имеет пропорциональное развитие отдельных звеньев и подотраслей связи для качественного сбалансированного решения целей и задач, стоящих перед ЕСЭ, таких как обработка и передача всех видов информации и предоставление технических средств всем пользователям для тех же целей.

Таким образом, использование собственного производственного потенциала отдельных операторов связи имеет подчиненное значение по сравнению со сбалансированным использованием производственных мощностей сетей ЕСЭ, объединенных общим технологическим процессом по оказанию законченных услуг связи.

Требуемый объем ПМ отдельного оператора определяется по каждому виду услуг на основе балансовой модели, в которой приводится, с одной стороны, прогнозируемый спрос на конкретный i -й вид услуг, а с другой – потребность в ПМ с учетом их производительности (пропускной способности), т. е. необходимая величина производственной мощности определяется по формуле

П м it = qit / ai,

где qit – прогнозируемый спрос на i -й вид услуг в t -м году в натуральном выражении;

ai – коэффициент пропорциональности, выражающий нормативную производительность (пропускную способность) единицы ПМ для удовлетворения спроса на i -й вид услуг, в натуральном выражении. Он зависит в основном от особенностей технологии производства у конкретного оператора.

Разница между требуемой и фактической величиной П м it определяет необходимый прирост производственной мощности для удовлетворения прогнозируемого спроса по каждому виду услуг, который может быть удовлетворен либо за счет внутренних резервов, либо за счет создания (строительства) новых ПМ. Определяются также потребности в трудовых ресурсах, в оборотных средствах с учетом специфики деятельности конкретных операторов и устанавливаются источники их покрытия.

Поскольку связь относится к отраслям производственной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование всего общественного производства (национальной экономики), к методологии планирования развития связи предъявляются высокие требования.

Традиционно в отрасли используются нормативный, экспертный, балансовый методы и метод экономического анализа. Однако в современных условиях наиболее перспективными и эффективными являются экономико-математические методы (ЭММ), которые позволяют использовать вариантное планирование и выбрать из возможных наилучший, оптимальный вариант.

Модели планирования могут отражать экономические процессы, обладающие большой инерционностью (модели пассивного прогноза), и могут базироваться на принципах экономической динамики, учитывающей возможность воздействия на ход экономических процессов (модели активного прогнозирования).

При использовании ЭММ возможна разработка моделей по имеющейся базовой информации (от прошлого к будущему), ориентированной на будущее. На основе этих моделей определяются показатели планируемого периода (от будущего к настоящему). Как было отмечено, модели второго типа используются при стратегическом планировании.

В отрасли связи разработаны и используются наряду с другими ЭММ балансовые модели, увязывающие объемы услуг, и необходимые для их производства трудовые и материальные ресурсы с учетом нормативов трудоемкости, фондоемкости и материалоемкости на единицу услуги.

Планы развития связи составляются с учетом концепции государственных программ в области связи и разработки стабилизационных и долгосрочных (до 2015 г.) мер по достижению к концу прогнозируемого периода уровня развития связи, соответствующего существующему уровню промышленно развитых стран.

Основные положения концепции развития рынка услуг телерадиовещания были изложены в гл. 1 (п. 1.5) и гл.4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: