1990-е гг. в России характеризуются переходом страны к рыночной экономике. Это эпоха радикальных преобразований в обществе, полной реорганизации государственного управления, развития новых органов верховной власти и местного самоуправления, этот период в советской истории не случайно называют революцией. Необходимым решением проблемы взаимоотношений центра с местными органами власти и основным звеном в системе управления субъектов Российской Федерации становится воссозданный институт губернаторства.
Итак, с чего все начиналось. В 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР в которых принимали участие «хозяева» регионов — первые секретари обкомов.
1 См.: Итоги выборов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области 26 марта 2000 г. // Областная газета. – 2000. – 7 апр.
1990 г. — последовала реакция региональных руководителей, совмещающих посты председателя и первого секретаря, на требование российских властей оставить за собой только один из них.
|
|
1991 г. — конфликт российских и союзных властей. Назначение из Центра глав администраций и представителей президента.
1993 г. — проба сил глав регионов на декабрьских выборах в Со
вет Федерации.
1994 г. — выборы и довыборы в новые законодательные органы.
1994 — 1996 гг. — принятие региональных уставов после двух
пробных попыток 1993 и 1995, с осени 1996 по весну 1997 прямые выборы глав администраций. Их можно считать концом одного политического цикла и началом следующего, в котором воздействие Центра на происходящее в регионах заметно снижается. Региональные лидеры получили полную свободу рук и невмешательство Центра в их «внутренние», региональные дела.
История доказывает, что деятельность выдающихся российских губернаторов, генерал-губернаторов, наместников свидетельствует о важной роли в управлении именно личности. Деятели, занимающие высокие государственные посты, всегда вызывали повышенный интерес, ведь от них во многом зависит судьба регионов, страны. В наше время одним из главных показателей интереса населения к представителям власти, выражением отношения к ней, являются средства массовой информации.
Конечно, самыми действенными считаются выступления по телевидению, однако, печатная пресса обычно регулируется в меньшей степени, чем электронная и поэтому речь пойдет именно о ней и о том, как использовали ее возможности кандидаты в губернаторы Свердловской области на первых народных выборах.
Ведь именно Свердловская область — «абсолютный лидер по политическим новациям. Область ведет себя по наиболее демократическим моделям» — написано в «Политическом альманахе России». Уже в первые две недели после объявления о сборе подписей были выдвинуты полтора десятка кандидатов, правда, к моменту регистрации их осталось девять.
Выборы — это «своеобразный вид политических конфликтов», «по правилам» и с четким завершением, протекающий на глазах избирателей. И где, как ни в прессе искать корни этих самых конфликтов, которые все-таки направлены на стабилизацию ситуации, способствуя приходу к власти сильнейшего.