ПИЛОТИРОВАНИЕ ВЕРТОЛЕТА В ЗОНЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ МАНЕВРОВ
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ
Горизонтальный полет вертолета при температурах наружного воздуха +25°С и выше производить в диапазоне скоростей, указанных в табл. 11.
Таблица 11
Высота полета, м | Максимально допустимая скорость полета по прибору, км/ч | Минимально допустимая скорость полета по прибору, км/ч |
У земли | ||
При температурах наружного воздуха ниже +25° С до высоты 1000 м горизонтальный полет производить в диапазоне скоростей, указанных в табл. 12.
Таблица 12
Высота полета, м | Максимально допустимая скорость полета по прибору, км/ч | Минимально допустимая скорость полета по прибору, км/ч |
У земли 500 1000 | 210 210 200 | 0 40 40 |
Минимально и максимально допустимые скорости полета по прибору на высотах более 1000 м такие же, как при температурах наружного воздуха +25°С и выше.
При полете на I крейсерском режиме работы двигателей начиная с высоты 1000 м разрешается увеличивать обороты турбокомпрессоров на 1%, а затем на 0,5% через каждые последующие 500 м высоты, но в сумме не более чем на 3,5% от крейсерских оборотов у земли.
Максимальная высота полета 4000 м.
Длительные полеты по маршруту выполнять:
- на высотах 50—1000 м на скорости 180 км/ч при температурах наружного воздуха +25°С и выше, при температурах ниже +25°С — 190 км/ч;
- на высотах более 1000 м на максимальной скорости горизонтального полета.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При выполнении длительного полета по маршруту в неспокойном воздухе уменьшать указанные скорости полета с таким расчетом, чтобы исключить нарушение ограничений по скорости.
Полеты на продолжительность на высотах 500— 1000 м выполнять на экономической скорости, равной 100 км/ч по прибору. Развороты и виражи выполнять с креном не более 30° на скоростях, установленных для горизонтального полета. В диапазоне скоростей 100 — 150 км/ч на вертолете с нормальной взлетной массой (до 3550 кг) разрешено выполнение разворотов и виражей с креном не более 45°. Ввод вертолета в вираж и вывод из него производить плавным координированным отклонением ручки управления и педалей.
Рекомендуемая скорость горизонтального полета при выполнении полета по кругу 150 км/ч по прибору.
Примечание Вертолет с подвесными топливными баками по сравнению с вертолетом без баков практически никаких особенностей в технике пилотирования не имеет.
Пилотаж в зоне выполняется в целях отработки навыков в боевом маневрировании на высотах 500—700 м (но не менее 200 м). Взлетная масса вертолета при этом должна быть не более 3550 кг.
Развороты и виражи необходимо выполнять на скоростях, разрешенных для горизонтального полета, с креном не более 30°. Развороты и виражи с кренами свыше 30°, но не более 45° разрешается выполнять в диапазоне скоростей 100—150 км/ч.
Перед вводом в вираж необходимо установить заданную скорость и снять нагрузки с органов управления триммерами. Затем координированным движением ручки управления и педалей в сторону желаемого разворота ввести вертолет в вираж с одновременным увеличением режима работы двигателей до величины, необходимой для выдерживания заданных высоты и скорости.
Для сохранения заданных значений скорости полета ручку управления в процессе выполнения виража отклонять на себя, создавая равномерную угловую скорость вращения вертолета. При выполнении виража шарик указателя скольжения удерживается в центре отклонением педали в сторону разворота.
Величину крена при вводе в вираж контролировать по авиагоризонту.
В процессе выполнения виража отклонением ручки в поперечном отношении удерживать заданный крен вертолета, контролируя его величину по авиагоризонту и положению остекления кабины относительно горизонта.
Выполнение виража в горизонтальной плоскости контролировать по показаниям вариометра, не допуская снижения или набора высоты.
Примечание. На вертолетах существуют особенности при выполнении левого и правого виражей.
На правом вираже у вертолета появляется тенденция к увеличению угла тангажа и уменьшению скорости, к снижению и увеличению крена. Поэтому при вводе вертолета в правый вираж одновременно с координированным отклонением ручки и педали в сторону виража необходимо для сохранения угла тангажа, скорости и высоты ручку управления отклонять также и от себя. В процессе выполнения виража необходимо отклонением ручки управления в противоположную крену сторону удерживать постоянный угол крена. На левом вираже у вертолета появляется тенденция к уменьшению угла тангажа и увеличению скорости, к набору высоты и уменьшению крена. Поэтому при вводе в левый вираж одновременно с координированным отклонением ручки управления и педали в сторону виража необходимо для сохранения постоянного угла тангажа ручку управления отклонять несколько на себя. В процессе выполнения виража отклонением ручки в сторону крена удерживать постоянный крен.
За 20—30° до окончания виража начать вывод вертолета из крена с одновременным уменьшением режима работы двигателей.
Выход в горизонтальный полет контролировать по показаниям вариометра. Стремление к набору высоты или снижению парировать соответствующим отклонением рычага «шаг-газ» и ручки управления.
Примечание. Следует помнить, что уменьшение общего шага приводит к появлению пикирующего момента, а увеличение — к появлению кабрирующего момента.