Источники трудового права

К источникам трудового права следует относить, как правило, результаты нормотворческой деятельности соответствующих полномочных органов государства с целью урегулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права.

Таким образом, источники трудового права представляют собой различные по своему содержанию, юридической силе и сфере действия нормативные правовые акты.

Статьей 5 Трудового кодекса РФ перечислены виды нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере труда.

Особое место среди источников трудового права, занимает Конституция РФ, которая закрепила такие принципы как свобода труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, и др.

Трудовое законодательство применяется только части, не противоречащей Конституции РФ.

Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права занимает Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Являясь кодифицированным источником трудового права России, он регулирует, по существу, весь комплекс общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

В случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс (ч. 8 ст. 5 ТК РФ).

К действующим федеральным конституционным законам, содержащим нормы трудового права, можно отнести ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации»", ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".

К федеральным законам,содержащим нормы трудового права, относятся: Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме", Федеральный закон от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и др.

Указы Президента РФиграют основную роль среди подзаконных актов, содержащих нормы трудового права. Конституцией РФ и федеральными конституционными законами Президент РФ наделен правом определять политику в сфере правового регулирования труда. Осуществляя данные полномочия, Президент издал, в частности, Указ от 29.03.2008 N 420 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, Указ от 16.07.2008 N 1099 "Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации".

При этом не все акты Президента являются источниками права, в том числе и источниками трудового права. К ним относятся только указы, содержащие нормы права (общеобязательные правила поведения). Указы, которые не содержат правовые нормы, как правило, носят персонифицированный характер и источниками права не являются (например, Указы о награждении работников орденами, о присвоении работникам классных чинов, почетных званий и т.д.).

Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной властипринимаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ в целях их конкретизации и возможности применения при регулировании общественных отношений.

Особое значение имеют постановления Правительства, устанавливающие правовые нормы в сфере определений условий о дисциплине труда отдельных категорий работников и определяющие посредством специальных положений правовой статус отдельных категорий работников (например, постановление Правительства РФ от 25.08.1992 N 621 "Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 21.09.2000 №708 «Об утверждении Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации»).

Законы и иные нормативные правовые акты органов исполнительной субъектов Российской Федерации имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить федеральным нормативным правовым актам. Их действие основано на конституциях республик и уставах других субъектов РФ, которые имеют высшую юридическую силу на определенной территории.

Органы местного самоуправлениятакже вправе принимать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты,содержащие нормы трудового права, и не противоречащие Конституции РФ, Трудовому кодексу РФ, федеральным законам, подзаконным нормативным актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Коллективные договоры и соглашения- акты договорного характера. К ним относятся коллективные договоры и соглашения, которые заключаются после проведения коллективных переговоров. Трудовой кодекс РФ относит коллективные договоры к правовым актам (ст. 40).

Нормативные соглашения могут заключаться сторонами социального партнерства наряду с нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти, и актами органов местного самоуправления. Они содержат правовые нормы, хотя и не принимаются органами государственной власти.

Кроме того, к источникам трудового права можно отнести генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые тарифные, территориальные и иные соглашения, которые заключаются на двусторонней или трехсторонней основе и регулируют отношения между представителями работников и работодателей. При этом третьей стороной соглашения может выступать соответствующий государственный орган.

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, положения о премировании, должностные инструкции, графики отпусков и др.), являются результатом нормотворческой деятельности, осуществляемой в организациях между работодателем и работниками. Сфера действия данного вида источников трудового права ограничена пределами организации.

Работодатель, за исключением работодателей – физических лиц, вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции (ст. 8 ТК РФ).

Принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ согласно ст. 10 ТК РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют приоритет по сравнению с российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Результатом международно-правового регулирования труда являются нормы права, закрепленные в соглашениях государств, а также в актах таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций и Международная организация труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: