Исключение и освобождение от административной ответственности

Административная ответственность.

Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наря­ду с уголовной, дисциплинарной и материальной), кото­рая выражается в применении полномочным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административная ответственность обладает признака­ми, свойственными юридической ответственности вообще. Административная ответственность характеризуется, в первую очередь, множественностью правовых норм, регу­лирующих разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях государственного управления. Еще одной характерной чертой является то, что, административная ответствен­ность носит всеобщий характер, т. е. нормы и правила обя­зательны для всех без исключения.

Основаниями административной ответственности являются:

Нормативное основание — нарушение административ­но-правового запрета.

Фактическое основание — совершение административ­ного правонарушения.

Процессуальное — издание правоприменительного акта.

Законодатель выделяет ряд обстоятельств, которые могут исключить административную ответственность либо освободить от нее.

К обстоятельствам, исключающим административную ответственность, относятся:

1. Недостижение установленного законом возраста.

2. Невменяемость лица, совершившего правонаруше­ние, т. е. лицо, вследствие хронической душевной бо­лезни, временного расстройства душевной деятель­ности, слабоумия или иного болезненного состоя­ния, не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими.

3. Крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, соб­ственности, правам и свободам граждан, установлен­ному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена дру­гими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

4. Необходимая оборона — противоправное деяние, со­вершенное при защите государственного или обще­ственного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от про­тивоправных посягательств путем причинения пося­гающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Основаниями освобождения от административной ответ­ственности являются характер правонарушения и личность правонарушителя. Это может быть:

· малозначительность совершенного противоправно­го деяния;

· издание акта амнистии;

· отмена акта, который установил эту ответственность;

· истечение сроков взыскания;

· смерть лица, совершившего административное пра­вонарушение.

Последствием освобождения от административной от­ветственности (исключая только смерть лица, совершив­шего правонарушение) является передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение об­щественности для применения мер общественного воздей­ствия. А это означает, что лицо, которое совершило адми­нистративное правонарушение, не освобождается от спра­ведливой реакции на него со стороны общественности.

Органы и организации, которым были направлены ма­териалы, обязаны уведомить органы или должностные лица, которые их направляли, какие же меры обществен­ного воздействия были применены к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административное взыскание — это мера ответственно­сти, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение. Административное взыскание всегда выражает отрицатель­ную оценку государством совершенного правонарушения.

Нормы Кодекса об административных правонару­шениях закрепляют систему видов административных взысканий: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета; конфискация предмета; лишение специального права; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Возмездное изъятие и конфискация предмета, а также административное выдворение могут применяться в каче­стве как основных, так и дополнительных административ­ных взысканий. Другие административные взыскания: предупреждение, лишение специального права, административный арест — могут приме­няться только в качестве основных.

За одно административное правонарушение уполномо­ченным на то органом или должностным лицом может быть наложено либо только основное взыскание, либо ос­новное и дополнительное взыскания вместе.

Предупреждение как мера административного взыска­ния выносится в письменной форме — протоколом. Но есть случаи, предусмотренные законом, когда данный вид взыскания может быть выражен иным способом. Напри­мер, путем просечки талона предупреждения за нарушение правил эксплуатации маломерных судов.

Устное предупреждение не является административным взысканием.

Штраф есть денежное взыскание. В системе админис­тративных взысканий — это самая распространенная мера, которая применяется почти за все виды административных правонарушений. Наложение штрафа оформляется постановлением орга­на, например Постановлением административной комиссии или должностного лица, которое вручается нарушите­лю. Штраф может быть наложен и на месте совершения правонарушения в случаях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием со­вершения или непосредственным объектом администра­тивного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей его реализации с передачей выру­ченной суммы бывшему собственнику за вычетом расхо­дов по реализации изъятого предмета.

Однако необходимо помнить о том, что возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не мо­жет применяться к лицам, для которых охрана является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в каче­стве санкции за административные правонарушения.

Возмездное изъятие следует отличать от реквизиции. Разница в том, что возмездное изъятие — это мера адми­нистративного взыскания за правонарушение, в то время как основанием для реквизиции является не правонаруше­ние, а государственная необходимость.

Принудительное изъятие предмета, явившегося объек­том правонарушения, может быть обращено в пользу соб­ственника, например, изъятие незаконно выловленной рыбы для возвращения собственнику.

Конфискация предмета, явившегося орудием соверше­ния или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмезд­ном обращении этого предмета в собственность государ­ства. Причем конфис­кованы могут быть лишь предметы, находящиеся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. Конфискация допускается только по судебному реше­нию. Конфисковываться может не вообще имущество на­рушителя, а лишь те предметы, которые являются оруди­ями или объектами административных проступков. Кон­фискация служит как основной, так и дополнительной, например к штрафу, мерой административного взыскания. Законодатель определяет категории лиц, к которым не применяется конфискация в процессе административно­го разбирательства. Так, например, конфискация огне­стрельного оружия и боевых припасов, иных орудий охо­ты не может применяться к лицам, для которых охота яв­ляется основным источником существования.

Лишение специального права, предоставленного данно­му гражданину, предполагает лишение права управлять транспортными средствами, права охоты сроком до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Эта мера применяется только к лицам, имеющим спе­циальный административный статус. Лишение права управления средствами транспорта от­носится к наиболее строгим административным взыскани­ям. Применение этого административного взыскания вле­чет для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности. Однако и здесь законодатель делает исключение для определенной категории лиц. Так данное взыскание не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалид­ностью (кроме случаев управления в состоянии опьянения).

Административное приостановление деятельности,т.е. временное прекращение работы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков. Прекращение эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности или работ, оказания услуг применяется в случаях угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и.т.п. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Административный арест применяется в исключитель­ных случаях за отдельные виды административных право­нарушений на срок до 15 суток. К ним законодательство относит проступки, которые по своей опасности приближаются к преступлениям, на­пример, незаконное приобретение и хранение наркоти­ческих средств в небольших размерах, либо потребление наркотических средств без назначения врача. Применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела, с учетом личности наруши­теля, применение других предусмотренных в соответству­ющей статье мер взыскания, т. е. штрафа, будет признано недостаточным. Лица, к которым применяется административный арест, лишаются на его срок свободы, содержатся под стра­жей в специально предназначенных для этой цели учреж­дениях органов внутренних дел (изолятор временного со­держания или спецприемник) и используются на физичес­ких работах. Административный арест применяется только судом. Однако необходимо учитывать, что в соответствии с нор­мами, административный арест не может применяться: к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет; к лицам, не достигшим 18-летнего возраста; к инвалидам первой и второй групп. Применение административного ареста не влечет суди­мости и не является основанием для увольнения с работы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — контролируемом самостоятельном выезде выдворенных из Российской Федерации.

Иностранный гражданин, или лицо без гражданства, может быть подвергнут административному выдворению за следующие правонарушения:

—если его действия противоречат интересам обеспече­ния государственной безопасности или охраны обще­ственного порядка;

—если это необходимо для охраны здоровья и нрав­ственности населения, защиты прав и законных ин­тересов граждан Российской Федерации и других лиц, проживающих на территории РФ;

—если гражданин другого государства грубо нарушил законодательство о правовом положении иностран­ных граждан в Российской Федерации, таможенное, валютное или иное российское законодательство.

Постановление об административном выдворении при­нимается органами внутренних дел, органами федеральной службы безопасности.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях:

Доставление- это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении.

Административное задержание- это кратковременное ограничение свободы физического лица, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: