Материалов письма

Криминалистическое исследование

Материалы письма представляют собой окрашенные многокомпонентные смеси (системы).

По назначению материалы письма принято подразделять на следующие группы:

– для использования в пишущих приборах (пасты для шариковых ручек, чернила канцелярские для авторучек, для фломастеров, тушь, стержни карандашей), краски художественные;

– для получения оттисков печатных форм (краски штемпельные, красители для лент знакопечатающих устройств, копировальной бумаги, полиграфические краски);

– для получения изображений электрофотографическим способом (электрографические тонеры).

Чернила для письма представляют собой водные растворы органических красителей (Основной фиолетовый К, Кислотный фиолетовый С, Метиленовый голубой и др.), в которые для улучшения пишущих свойств вводят загустители (сахар, глицерин, этиленгликоль), а также антисептики (фенол, формалин, уксусную кислоту и др.), предохраняющие чернила от плесени.

По химическому составу чернила делятся на две основные группы. В одной группе красящими веществами являются красители животного или растительного происхождения, а в другой – производные анилина или дубильной и галловой кислот.

По назначению чернила делятся на канцелярские, или школьные (для временного хранения), и документные (для длительного хранения).

По цвету – на черные и цветные.

Помимо обычных жидких чернил выпускают канцелярские чернила в порошках и таблетках (сухие чернила), представляющие собой смеси органических красителей с декстрином и тальком, которые после растворения в воде обладают теми же свойствами, что и жидкие чернила.

Чернила для заправки фломастеров изготавливают двух типов: водорастворимые (водно-гликолевые) и водонерастворимые (спиртовые и на основе углеводородных растворителей). Водно-гликолевые чернила представляют собой водные растворы красителей (кислотные или основные – чаще трифенилметанового ряда и азокрасители) с добавлением 20–25 % гликолей (этиленгликоля, полиэтиленгликоля и др.). Спиртовые чернила представляют собой растворы красителей фталоцианинового, азофенилметанового и трифенилметанового ряда, а также нигрозина в спиртах (этиловом, бензиловом и др.). Чернила на основе углеводородных растворителей изготавливаются с использованием жиро- и спирторастворимых углеводородов (ксилола, толуола и др.). Применяют данные чернила для письма на стекле, керамике, металле и т. д., они устойчивы к стиранию, действию воды, быстро высыхают при нанесении на материал, но являются высокотоксичными.

Пасты для шариковых ручек представляют собой смеси, состоящие:

– из жиро- и спирторастворимых красителей (Жирорастворимый фиолетовый К, Спирторастворимый голубой фталоцианиновый, Основание синего КГ, Неоцапон желтый R, Родамин Ж и др.);

– из смол (фенолформальдегидная смола ФЛ-326, фталопал СЕБ);

– из высококипящих растворителей типа гликолей (фенилгликоль и 1,2-пропиленгликоль);

– из добавок (олеиновая кислота – вводится для улучшения смачиваемости шарика, уменьшения гигроскопичности паст, повышения глубины и яркости цвета красителя; Лувиксол К-90 (поливинилпирролидон) – вводится для уменьшения каплеобразования и сбросов пасты при письме).

Пасты для шариковых ручек прочно закрепляются на бумаге, стойки к действию света и ряда распространенных химических реактивов. В нашей стране выпускают пасты в основном шести цветов: черные, фиолетовые, синие, бирюзовые, зеленые, красные, за рубежом – практически всех цветов видимого спектра.

Тушь бывает жидкая, концентрированная и пигментированная. Жидкая тушь может быть черной или цветной. Черная тушь представляет собой суспензию газовой сажи, казеина и других веществ; цветная – раствор органических красителей в водно-щелочном растворе казеина или шеллака с добавлением антисептиков и веществ, улучшающих чертежные свойства. Концентрированную тушь изготавливают в виде пастообразной массы того же качественного состава, что и жидкая. Пигментированную тушь готовят на основе органических и неорганических пигментов.

Штемпельные краски (мастики), так же как и чернила, представляют собой водные растворы органических красителей и загустителей, но только с большим количеством содержания этиленгликоля, глицерина и других загустителей, вводимых для лучшего закрепления краски на бумаге. Для массового потребления выпускают краску фиолетового цвета, по спецзаказу – синего, черного, красного и зеленого цветов.

Ленты для пишущих и счетных машин изготавливают из определенных тканей, пропитанных специальной краской: черная и фиолетовая (для одноцветных лент), красная и черная (для двухцветных). При производстве ленты на ее поверхность наносят костный клей или поливинилацетатную эмульсию, а затем пропитывают краской. При производстве черной краски используется сажа, смесь органических красителей (жирорастворимый фиолетовый К, жирорастворимый синий К, индулин и др.), олеиновая кислота, индустриальное И-20А и касторовое масла. Фиолетовая и красная краска представляет собой смесь соответствующих органических красителей, лаков, олеиновой кислоты, масел касторового и индустриального, в рецептуру некоторых красок входит воск пчелиный, этиловый спирт и стеарат цинка.

Копировальная бумага представляет собой бумажную основу с нанесенным на нее слоем специальной краски. В состав копировальных красок входят сажа, жирорастворимые органические красители (Жирорастворимый фиолетовый К, Жирорастворимый синий К, Индулин жирорастворимый и др.), лаки, органические и неорганические пигменты. Копировальную бумагу выпускают черного цвета (для машинописи); синего и фиолетового цветов (для письма вручную); красного, желтого, зеленого, оранжевого и других цветов (для перевода рисунка на ткань).

Карандаши по составу подразделяются на графитные, копировальные, цветные. Графитные карандаши содержат в основном графит – 40–80 %, глину – 60–20 %, в небольших количествах связующие и жировые вещества (крахмал картофельный или декстрин, саломас, стеариновая кислота, воск). В качестве добавок используется сажа – 10 % – «Светокопия», уголь – 5 % – «Люмограф». Копировальные карандаши выпускают графитные и цветные. Стержни графитно-копировальных карандашей состоят из графита 15–30 %, органических водорастворимых красителей – 15–30 % (Основной фиолетовый К, Метиленовый голубой), связующего (аппаратин). Стержни цветных карандашей содержат связующее (аппаратин), наполнители – около 70 % (тальк, каолин) и органические красители (Основной фиолетовый К, Метиленовый голубой, Кислотный голубой и др.). Графитно-копировальные карандаши отличаются от графитных тем, что при их увлажнении наблюдается появление окраски.

Цветные карандаши состоят из смол, связующих (аппаратин, натриевая соль карбоксиметилцеллюлозы) – 5–10 %, наполнителей (каолин, тальк, диоксид титана) – 60–90 %, жировых веществ (стеарин, саломас, мыло, воск, парафин и др.) – 10–15 % и различных красителей (органических и неорганических).

В состав полиграфических красок входят пигментные или красочные лаки, а также различные добавки, регулирующие вязкость, липкость (разбавители и печатные пасты) и скорость процесса закрепления (сиккативы и замедлители высыхания). В качестве красителей используют пигменты органического (азо- и фталоцианиновые) и неорганического (гидрат окиси алюминия, окись цинка, двуокись титана, ферроцианид железа и др.) происхождения; лаки органических красителей (основные и азолаки). Связующие вещества – это сложные системы, состоящие в основном из пленкообразующих компонентов (синтетические олигомеры и полимеры, природные смолы и их модификации) и растворителей различного рода (продукты переработки нефти, растительные масла).

Полиграфические краски классифицируют по цвету и назначению в зависимости от способа печати. По цвету краски подразделяют на цветные, черные и белые. По назначению различают три основных группы: типографские краски (для высокой печати); офсетные краски; краски для глубокой печати. Краски этих групп различаются вязкостью, липкостью, скоростью и характером закрепления, степенью влагоустойчивости.

Основу художественных красок составляют красители (органические и неорганические пигменты, лаки кислотных и основных красителей, жирорастворимые красители) и связующие вещества (льняные масла, водные растворы растительных клеев, природные смолы и др.). В некоторые краски входят пигменты-наполнители: бланфикс и др. В зависимости от компонентного состава различают следующие основные виды художественных красок: акварель, гуашь, темпера, казеино-масляные, поливиниловые и др.

Видимое изображение электрофотографических копий образуется при проявлении скрытого изображения, получаемого на предварительно заряженном материале в ходе электрофотографического процесса, с последующим закреплением его на бумаге. Проявление скрытого изображения осуществляется при помощи порошкового или жидкого проявителя. Порошковый проявитель состоит из окрашенной части – тонера (3–10 %) и вспомогательной – носителя (90–97 %).

Тонеры представляют собой частицы размером от 3 до 40 мкм, получаемые при дисперсии пигмента в электроизолирующем связующем. В качестве связующего в порошковых проявителях используются легкоплавкие смолы (фенолформальдегидная, эпоксидная, алкидная, полистирол и др.). В пигментную составляющую входит в основном сажа, а для подцветки могут добавляться органические красители. Закрепление частиц порошка происходит в результате нагревания и подплавления смолы или действия паров растворителя, размягчающего частицы тонера.

Жидкий проявитель представляет собой дисперсию тонера в жидкости, обладающей высоким электрическим сопротивлением, низкой диэлектрической проницаемостью и высокой способностью к испарению.

Исследование материалов письма проводят:

– при выяснении обстоятельств изготовления документа для установления способа и давности выполнения реквизитов;

– при установлении факта и способа внесения изменений в документ для выявления различий в проверяемых реквизитах;

– при выявлении слабовидимых и невидимых записей (залитых, зачеркнутых, подвергшихся химическому воздействию и др.) для выбора оптимальных условий выявления первоначальных записей;

– при установлении принадлежности отдельных частей одному документу, при идентификации технических средств, определенных объемов материалов в целях установления общности происхождения материалов в штрихах и в проверяемой емкости, в штрихах и на контактирующей поверхности проверяемого технического средства.

Основными задачами криминалистического исследования материалов письма являются:

– определение групповой принадлежности (рода, вида) материала письма;

– отнесение материала письма в штрихах к индивидуально выделенному объему (конкретной ампуле пишущего прибора, конкретной емкости, к одному и тому же индивидуально выделенному объему – при сравнении нескольких групп штрихов (нескольких записей);

– определение возраста штрихов.

При назначении экспертизы материалов письма, как правило, ставят следующие вопросы:

1. Использованы ли при выполнении текста материалы письма одного рода?

2. Относятся ли сравниваемые материалы письма к стандартной или нестандартной продукции?

3. Одной ли и той же марки материалы письма использовались для составления документов?

4. На одном ли заводе изготовлены материалы письма, которыми выполнены тексты в сравниваемых документах?

5. Составляли ли материалы письма (чернила, паста для шариковых ручек, тушь), которыми выполнены тексты в документах, ранее единую массу?

6. Выполнены ли записи в документе чернилами (тушью) из данного флакона?

При криминалистическом исследовании материалов письма изучают свойства вещества штрихов и признаки технических средств, отобразившихся в штрихах (схема 2). Сначала применяют недеструктивные методы (не разрушающие документ), а также не вызывающие необратимых изменений состава исследуемых материалов письма. К ним относятся методы, основанные на визуальном исследовании штрихов при различных режимах освещения, без использования и с использованием увеличительных приборов, микроспектрофотометрия.

Схема 2

Общая схема исследования материалов письма в штрихах


Исследование штрихов материалов письма начинают с определения цвета, его оттенка и морфологических признаков. Изучение взаимодействия красящего вещества в штрихах со специально подобранными растворителями, химическими реагентами (копирование, окуривание и т. п.) не вызывает значительного изменения внешнего вида штрихов, однако делает практически невозможным последующее определение ряда характеристик материалов письма. Поэтому приемы копирования, окуривания, как частично разрушающие, должны применяться на заключительных этапах исследования.

Исследование компонентного состава материалов письма сводится к определению качественных и количественных характеристик основных и примесных компонентов.

Поскольку большинство компонентов материалов письма являются органическими веществами, для их анализа применяют: тонкослойную хроматографию (ТСХ), бумажную хроматографию (БХ), газожидкостную хроматографию (ГЖХ); спектрофотометрию в видимой и ИК-областях, капельный анализ. Исследование компонентов неорганической природы – красителей в составе стержней карандашей, полиграфических красок и красок для копировальной бумаги, наполнителей в составе стержней карандашей проводится с помощью рентгеновского фазового анализа (РФА), локального рентгеноспектрального анализа (ЛРСА) и капельного анализа.

Изучение компонентного состава материалов письма начинается с определения природы красителя (красителей). Исследование неокрашенных компонентов в материале письма – довольно сложная задача. Это обусловлено относительно низкой (по сравнению с красителями) чувствительностью разработанных методик исследования неокрашенных компонентов в штрихах, сложностью их анализа на фоне красителей без предварительного разделения компонентов, невозможностью определения таких компонентов, как растворители, из-за улетучивания их из материала после нанесения штриха.

Исследование цвета. Цвет оценивают визуальным исследованием при естественном освещении. При этом указывают основной тон и оттенок (если они четко выражены), например «штрихи синего цвета с фиолетовым оттенком».

Существенное различие в цвете материалов письма при сравнении нескольких (как минимум двух) групп штрихов является достаточным основанием для вывода о том, что красящее вещество в этих штрихах различается по составу красителей. Поскольку различие цвета штрихов сравниваемых материалов письма может быть вызвано не только различным их происхождением, но и иными причинами, в каждом конкретном случае происхождение признака различия должно быть объяснено.

Так, цвет штрихов может изменяться в результате воздействия на них веществ, вызывающих химические превращения красителей. Например, при воздействии на записи травящих (смывающих) веществ изменяется первоначальная окраска материала письма в штрихах.

Различие цвета штрихов, выполненных одним красящим веществом в разных документах, может быть вызвано различными условиями их последующего хранения (например, при длительном воздействии на один из документов солнечного света).

Окраска штрихов может также изменяться в результате воздействия на красители веществ, адсорбированных основой, на которой выполнены штрихи; при этом изменение окраски происходит постепенно и неравномерно по всему штриху (записи). Такая картина может наблюдаться, например, в случае выполнения записей в документах, ранее подвергшихся травлению.

Исследование морфологии штрихов. Выявление морфологических признаков проводят методом световой микроскопии с использованием микроскопа типа МБС (увеличение до 24х). При этом изучаются: характер распределения красящего вещества в штрихах, формы его частиц, характер взаимодействия вещества с основой, распределение вещества по границам (краям) штрихов, наличие или отсутствие блеска поверхности штрихов.

Характер распределения вещества в штрихах зависит:

– от свойств красящего вещества, например его вязкости;

– от свойств основы документа (гладкости, степени проклейки бумаги и т. д.);

– от свойств поверхности технического средства (в случае пишущих приборов – пишущего узла), контактирующей с основой документа.

Если структура поверхности основы заметным образом не влияет на характер распределения вещества в штрихах, то по морфологическим признакам может быть сделан вывод о роде материала письма в штрихах и виде технического средства, использованного для выполнения штрихов.

Одним из важных дифференцирующих признаков является характер взаимодействия красящего вещества с основой (бумагой). По этому признаку все материалы письма можно подразделить на две группы:

– располагающиеся по поверхности бумаги, не проникая в ее толщу (пасты для шариковых ручек, краски для копировальных бумаг, машинописных лент, электрографические тонеры, полиграфические краски, вещество стержней карандашей, штемпельная краска в штрихах оттисков на хорошо проклеенной бумаге);

– проникающие в толщу бумаги, которые, как правило, растекаются по волокнам: это чернила для перьевых ручек (канцелярские, для авторучек, специального назначения), чернила для фломастеров, тушь, штемпельная краска в штрихах оттисков на бумаге с низкой степенью проклейки.

Ниже представлены морфологические признаки наиболее распространенных материалов письма в штрихах.

1. Штрихи пасты для шариковых ручек:

– поверхностное расположение красящего вещества на бумаге;

– неравномерное распределение красящего вещества в штрихах, интенсивно окрашенные участки чередуются со слабоокрашенными и неокрашенными, в штрихах могут наблюдаться окрашенные и неокрашенные полосы, сгустки вещества;

– штрихи имеют ровные края;

– наличие в штрихах следов давления пишущего прибора в виде углублений или бороздок с пологими краями;

– наличие блеска красящего вещества в местах его скопления (сгустках).

2. Штрихи чернил канцелярских, для авторучек:

– красящее вещество проникает в толщу бумаги, образует расплывы по волокнам бумаги;

– поверхность штрихов матовая;

– отсутствие в штрихах следов давления пишущего прибора;

– форма края штриха зависит от качества бумаги: на низкосортной бумаге наблюдается зазубренность краев штриха;

– равномерная окраска штрихов с изменением интенсивности в местах нажима и прекращения подачи чернил на рабочий элемент пишущего прибора.

3. Штрихи копировальных бумаг:

– поверхностное расположение красящего вещества на бумаге;

– частицы вещества легко переходят на поверхность, контактирующую со штрихами;

– на участках бумаги, свободных от штрихов, имеются частицы того же типа, что и в штрихах;

– поверхность штрихов матовая;

– края штрихов нечеткие;

– штрихи состоят из хаотично расположенных на поверхности бумаги мельчайших глыбок красителя;

– в штрихах могут наблюдаться следы давления различной степени выраженности, зависящей от характера подложки, типа пишущего прибора и интенсивности давления на него.

4. Штрихи фломастеров:

– красящее вещество глубоко проникает в толщу бумаги;

– поверхность штрихов матовая;

– равномерное распределение красителя в штрихах;

– следы давления в штрихах отсутствуют;

– края штрихов ровные.

5. Штрихи туши (черной и цветной):

– красящее вещество не проникает в толщу бумаги;

– равномерное распределение красителя в штрихах;

– поверхность штриха глянцевая с многочисленными трещинами и отслоениями в виде блестящих чешуек.

В отличие от черной туши цветная тушь в штрихах располагается более тонким слоем, через который просматривается структура бумаги.

6. Штрихи графитных и графитно-копировальных карандашей:

– поверхностное расположение красителя на бумаге в виде характерных чешуек;

– штрихи имеют «металлический» блеск, который более выражен в штрихах мягких карандашей;

– края штрихов четкие со следами давления пишущего прибора;

– неравномерное распределение красителя в штрихах, особенно на низкосортной бумаге, где на выступающих волокнах остается больше графита.

7. Штрихи цветных карандашей:

– поверхностное расположение красящего вещества на бумаге, под слоем красителя штрихов просматривается структура бумаги;

– поверхность штрихов матовая;

– неравномерное распределение красящего вещества по поверхности штриха, иногда наблюдаются трассы от твердых частиц каолина;

– края штрихов четкие со следами давления пишущего прибора.

8. Штрихи полиграфической краски:

– поверхностное расположение красящего вещества на поверхности штриха;

– поверхность штриха имеет характерный блеск;

– толщина красочного слоя в штрихах зависит от способа печати: при толщине до 0,0015 мм (орловская печать) – через слой красителя просматривается бумага; при толщине 0,1 мм и более бумага не просматривается (трафаретная печать).

9. Штрихи художественных красок:

а) масляная краска – поверхность штриха рельефная, чаще с блеском, неравномерная по толщине; просматривается подложка, имеются сгустки;

б) акварель – поверхность штриха блестящая; через слой краски видна подложка;

в) темпера казеино-масляная – матовый слой неравномерный по толщине; может просматриваться подложка;

г) темпера поливинилацетатная – блестящий, неравномерный по толщине слой; просматривается подложка;

10. Штрихи, выполненные электрофотографическим способом (тонер черного цвета):

– загрязненный фон изображения;

– поверхностное, неравномерное наложение слоя красящей массы;

– структура штриха зернистая;

– края штрихов неровные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: