Введение. Кафедра общей и морской геологии

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Кафедра общей и морской геологии

Министерство образования и науки Украины

Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова

Геолого-географический факультет

ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Школа молодого геолога»

Настоящая программа рассчитана для ребят 5-11 классов, количество детей в группе - 12-15 человек. Учебный цикл состоит из 105 часов/ 1 раз в неделю по 3 часа, плюс учебно-геологическая практика.

Программа включает теоретические и практические занятия, походы, экскурсии и летнюю учебно-геологическую практику, также занятия туризмом, навыки которого будут необходимы ребятам во время походов.

Программа построена от простого к сложному. Большинство тем взаимосвязаны. Ряд вопросов повторяются в последующие годы обучения, но раскрываются уже на более высоком уровне.

Предлагаемая программа занятий объединения ставит своей целью помочь обучающимся лучше освоить программный материал школьного курса природоведения и географии, а также 'способствует расширению кругозора, воспитанию любви к своему краю, бережного отношения к природе, знакомит с наукой геологией и геологическими профессиями.

В процессе занятий у ребят должны выработаться следующие умения и

навыки:

· определять визуально и простейшими методами основные минералы и полезные ископаемые своего родного края;

· проводить элементарные геологические наблюдения;

· работать с определителями минералов и научно-популярной литературой;

· научиться писать рефераты;

· выступать с лекциями-беседами в геологическом объединении;

· отбирать и обрабатывать образцы;

· составлять и оформлять коллекции минералов;

· обеспечить нормальные и безопасные условия труда и быта в полевых условиях;

· освоить первоначальные навыки туризма.


(первый год обучения)

№ п/п Название темы Всего часов Кол-во часов  
      Теоретический. Практических
        в каб. в поле  
1. Введение. Информация об истории юно­шеского геологического движения и его структуре, о геологическом объединении.       -  
2. Что изучает геология?          
3. Мир камня. В удивительном мире кристаллов. Диковинки в мире камня. О драгоценных минералах и благородных металлах. О поделочных камнях. Камень в убранстве городов. Экскурсия в геологический музей ОНУ   - - - -  
4. Полезные ископаемые родного края.          
5. Путешествие в прошлое Земли.          
6. Как собирать и коллекционировать минералы. и находки ископаемых.     - -  
7. Краткий курс основ туризма.          
8. Техника безопасности.     - -  
9. Учебно-геологическая практика и подготовка к ней.          
Всего часов:          
   

Информация об истории юношеского геологического движения и его структуре, о геологическом объединении.

Знакомство с программой.

Экскурсия в геологический музей ОНУ.

Вводная лекция очень важна, так как именно она создает рекламу объединения и ориентирует ребят на главные цели и задачи. На вступительную беседу можно пригласить бывших юных геологов, показать кинофильмы, слайды, летопись и т.п. о деятельности юных геологов.

2. ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОЛОГИЯ?

Знакомство с геологией и профессией геолога. Земля - предмет изучения геологии. Связь геологии со смежными науками и предметами, которые изучают в школе. Сто профессий геолога.

На занятие можно пригласить ведущих специалистов одной из геологических отраслей, поговорить о профессиях геолога. Необходимо упомянуть о том, что геологическое объединение не ставит задачи, чтобы все обучающиеся стали геологами. Это очень важно, так как позволит привлечь детей, мечтающих о других профессиях. Участие в работе объединения не обязывает их потом связывать свою жизнь с геологией, если профессия геолога им не понравится. Рассказывая о геологии, необходимо обратить внимание на четкость и доходчивость определений. Следует составить схему взаимоотношения геологии и других наук. Значение геологии в жизни человеческого общества необходимо проиллюстрировать наглядными примерами.

Литература:

  1. Короновский Н.В., В.Е.Хаин, Н.А.Ясаманов Историческая геология,4-е издание, М., Изд. центр Академия, 2008.
  2. Короновский Н.В., Ясаманов Н.А. – Геология. М., Изд.центр Академия, 2005.
  3. В.Короновский, А.Ф.Якушева – Основы геологии. М., Высшая школа, 1991.
  4. Фролов В.Т. Литология: Учеб. Пособие. Кн. 1!3. М.: Изд-во Мос. Ун-та. 1992–1995

Практическое занятие;

Ознакомительная экскурсии на один из геологические объекты или открытые карьеры месторождений.

Желательно, чтобы объект был не очень далеко от города, легкодоступным, а также, чтобы участники похода имели возможность отобрать интересные образцы.

3. МИР КАМНЯ /Занимательная минералогия/.

3.1 В удивительном мире кристаллов. Кристалл и его свойства. Как растут кристаллы?

Практические занятия:

Выращивание минералов в домашних условиях или лабораторных условиях объединения /на примере медного купороса, поваренной соли/.

Литература:

Кантор Б.З. Минерал рассказывает о себе. - М.: Недра, 1985.

Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. - М.: Детская литература, 1975.

Шаскольская М.П. Кристаллы. -М.: Недра, 1978.

3.2 Диковинки в мире камня. Понятие «минерал». Основные физические свойства минералов.

Морфология минералов и их агрегатов. О цвете минералов. Кристаллы -гиганты. Волокнистые и пластинчатые камни /гипс-селенит, пластинчатый гипс, слюды, асбест/. О мягких минералах /галит, сильвин, флюорит, кальцит, гипс, графит/. Камень, рождающий металл /гематит, магнетит, лимонит, сидерит/. Легенды и были о камнях /пирит, киноварь, сера, апатит, антимонит, магнетит и др.

Съедобные камни. Камни в живом организме. Камни и растения. О ледяных цветах и льде.

Вода и ее история. Жидкие и летучие камни.

Практические занятия:

Определение минералов, их основных физических свойств, работа со шкалами МООСА и

определителями минералов.

Подготовка докладов по теме «Легенды и были о камнях», по выбору самих ребят. Выступление с лекциями-беседами в объединении, в классе.

Литература:

Ковальский Ф.И. Соль жизни. - М.: Недра, 1985.

Кузнецов В.Г. Литология. Осадочные горные породы и их изучение. М.Недра, 2007.

Миловский А.В. Минералогия и петрография. - М.: Недра, 1985.

Пирожков Л.Д. Занимательно о нерудных металлах.-М.:Стройиздат, 1991.

Прошляков Б.К., Кузнецов В.Г. Литология. Учебник. – М., недра, 1991.

Ферсман Л.Е. Занимательная геология. - М.: Детская литература 1975.

3.3 О драгоценных минералах и благородных металлах. Какие минералы называются драгоценными камнями и за какие свойства. Классификация драгоценных камней. Легенды и были о самоцветах /алмаз, изумруд и др./.

Солнечный минерал-металл /золото/. Самая нарядная руда /медь/. Жидкое «серебро» и тяжелое «серебришко» /ртуть/.

Драгоценные минералы - дары природы и растений.

Практические занятия:

Определение физических свойств минералов, имеющихся в коллекции объединения по данной теме.

Литература:

Аринштейн М., Мельников Е. Шакинко И. Цветные камни Урала. -Свердловск, 1986.

Ахметов С.Я. Грани граната. - М.: Наука, 1990. Ахметов С.Я. Беседы о геммологии. - М.: Молодая гвардия, 1989.

Ахметова Г.А., Ахметов С.Ф. От авантюрина до Яммы. - М.: Знание, 1990. Васильев Л.А., Белых З.П. Алмазы, их свойства и применение. - М.: Недра, 1983.

Венецкий СИ. В мире металлов. - М.: Металлургия, 1982. Вермуш Г. Алмазы в мировой истории и истории об алмазах. - М.: Международные отношения, 1988.

Здорик Т.Б. Камень, рождающий металл. -М.: Просвещение, 1984.

Максимов М.М. Очерк о золоте. - М.: Недра, 1988.

Менчинская Т.И. Бирюза. - М., 1989.

Минералы урала. Справочник-словарь.

Муллер Э. Гагат. - М.: Мир, 1991.

Локерман А.А. Загадки русского золота.

Неверов О.Л. Геммы античного мира. - М.: Наука, 1983.

Петров В.П. Рассказы о драгоценных камнях. - М.: Наука, 1985.

Прокончук Б.И., Ваганов В.И. От алмаза до бриллианта.,М.: Недра, 1986

Тюльпакова О. Драгоценные ступени. М.,2009г.

Шафрановский И.И. Алмазы. - М.-Л.: Наука, 1964.

Шнюков Е.Ю. Мир минералов. - Киев, 1988.

Шуман В. мир камня: 2 т. - М.: Мир, 1986.

3.4 О поделочных камнях. Какие камни называются поделочными? Классификация поделочных камней. Камень в изобразительном искусстве /яшма, малахит, нефрит, мрамор и др./. Изделия из камня в музеях и на выставках.

Практическое занятие:

Экскурсия в геологический музей ОНУ.

Литература:

Зискинд М.З. Декоративно-облицовочные камни. - Л.: Недра, 1989.

Лебединский В.И., Кирченко Л.П. Книга о камне. - М.: Недра, 1988.

Никитин Ю.В. Поделочные камни и их обработка. - Л.: Наука, 1979.

Петров В.В. Рассказы о поделочных камнях. - М.: Наука, 1982.

Тюльпакова О. Драгоценные ступени. М.,2009г.

Шуман В. Мир камня: 2 т. - М.: Мир, 1986.

3.5 Камень в убранстве городов. Каменная одежда зданий - облицовочные камни. Камень в архитектуре Одессы. Сырье для получения строительных материалов.

Практическое занятие:

Показ диафильмов. Знакомство с коллекциями минералов и горных пород, используемых в облицовке зданий, набережных и т.п.

Литература:

Зискид М.З. Декоративно-облицовочные камни. -Л.: Недра, 1989.

Лебединский В.И. В удивительном мире камня. - Недра, 1978, 1985.

Лебединский В.И., Кириченко Я.П. Камень и человек. - М.: Недра.

Лебединский В.И., Кириченко Л.П. Книга о камне. - М.: Недра, 1988.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: