Политический режим: понятие и виды. Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Существуют следующие виды политического режима:

1. авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2. переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3. демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки авторитарного политического режима:

1. происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2. государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3. происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4. реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

5. доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1. деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2. тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3. тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4. конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признаки демократического политического режима:

1. осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2. реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3. полное подчинение государства праву;

4. провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

Билет № 19, 20. Функции государства: понятие и классификация

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Цель государства - то к чему стремиться общество, задачи-средства достижения цели, а функции- это решение стоящих перед гос.вом задач.
Функции характеризуют гос.во в динамике, а не в статике.
Функции государства обладают следующими признаками:
1. основные, главные направления государственной деятельности
2. функции государства осуществляются в особых формах и особыми методами
3. функции государства имеют свой предмет и свое содержание. Предмет функции государства составляет определенная сфера общественных отношений, подвергающаяся государственному регулированию. Содержание функции показывает, что делает гос.во в данной сфере, как оно регулирует данные общественные отношения.
Функции государства можно разделить на следующие виды:
1. внутренние и внешние. Внутренние осуществляются внутри страны. К ним можно отнести: обеспечение народовластия; экономическую функцию; финансовый контроль; социально-культурную функцию; охрану прав и свобод граждан; обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан; экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами; функцию налогообложения и взимания налогов и др, а внешние на международной арене. ним можно отнести: обеспечение обороны и безопасности; интеграции в мировую экономику; внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка; борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.); участие в охране окружающей природной среды и др.
2. постоянные и временные. Постоянные это Ф которые Г осущ-ет неопределенно долго (всегда). Временные это Ф носящие краткосрочный характер.
3. основные и неосновные. Основные - это Ф с помощью которых решаются главные задачи стоящие перед Г. Не основные это Ф с помощью которых решаются не основные задачи Г. Неосновные являются структурными частями основных.
К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции Г на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на: законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации госуд власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей госуд власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемая в научных и практических целях. Классификация функций, опирающаяся на разделение властей не у всех ученых-юристов вызывает признание. Некоторые авторы указывают, что данная классификация характеризует не функции государства, а функции его органов, либо формы осуществления функций государства.

Формы и методы осуществления функций государства. Место и роль органов юстиции в реализации функций государства. Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Существует две основные классификации форм осуществления функций государства: - законодательная, исполнительная, судебная и контролирующая деятельность -правовые и организационные формы. Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми гос.органами и гражданами. Согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы наделено федеральное собрание-парламент России. Исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (гос.управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, соц. Обеспечения, здравоохранения, транспорта, связи. Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны. Контролирующая деятельность, это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей гос. надзора и контроля за законностью. Особое место в системе занимает прокурорский надзор с точным и единообразным исполнением действующих на территории РФ законов, осуществляемый генеральным прокурором РФ и подчиненным ему прокурорами. Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства. К правовым (определенным Конституцией РФ, федеральным законодательством) относятся: 1. Правотворческая, деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства. 2. Правоприменительная, деятельность по исполнению требований норм права путем издания правоприменительных актов. 3. Правоохранительная, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц. К организационным формам относятся: 1. оргнизационно - регламентирующая, текущая работа, например подготовка проектов нормативных актов. 2. организационно-хозяйственная, хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями. 3. организационно-идеологическая, повседневная работа средств массовой информации по формированию общественного мнения, разъяснения издаваемых законов. Методы осуществления функций государства: это способы и приемы, с помощью которых органы гос. реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение, принуждение, рекомендации, поощрения.  
Начало формы Конец формы
Функции теории государства и права (ТГиП)
Посмотреть ответы на другие вопросы к экзамену или зачету по дисциплине "Теория государства и права (ТГП)" Функциитгп –это основные направления действий данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. ТГП как наука выделяет следующие функции: Онтологическая (отвечает на вопросы, что есть гип, как и почему оно возникает и действует) Гносеологическая-познание (выработка научных концепций, правовых понятий, категорий помогающих научному познанию гип) Эвристическая (открывает новые закономерности развития, функционирования гип) Прогностическая (предсказывает будущее развитие гип, прогнозирует эволюцию государственно-правовых явлений.) Методологическая (является основой для других юридических наук, вооружает их методами исследования гип) Воспитательная (участвует в формировании личности юриста, знакомит его с правовыми понятиями.) Организационно-прикладная (оказывает влияние на правовую политику гос-ва, вырабатывает рекомендации, касающиеся совершенствования законодательства и правоприменительной практики). Функциинауки ТГПраскрывают и показывают роль данной науки в общественной жизни. Её значение для общественной и юридической практики. К основным функциям науки ТГПотносятся: 1) гносеологическая (познавательная), 2) праксеологическая (практико-организационная), 3) идеологическая, 4) методологическая. Гносеологическаяфункция (гносеология - учение о познании) в науке ТГПвыражается в том, что ТГПкак и любая другая наука осуществляет познание окружающего мира. Она познает государство, право и другие государственно правовые явления, получает о них необходимые знания, объясняет эти явления с научных позиций. Она связана с познанием ТГП, сущности, содержания и форм государственно-правовых явлений. Праксеологическаявыражается в том, что ТГПкак и любая наука обслуживает практику. Она вырабатывает рекомендации направленные на совершенствование государственно правового строительства законодательства и юридической практики. Чаще всего ТГПобслуживает практику через другие юридические науки, реже она непосредственно дает те или иные рекомендации для практики. Идеологическаяфункция характеризуется тем, что ТГП аккумулирует в себе различные идеи, взгляды, представления о государстве и праве. Вырабатывает определенные идеологические ориентиры связанные с объяснением государственно правовых явлений. В современной ТГиП эта функция заключается в том, что с одной стороны, происходит отказ от ограничений и догм марксистко-ленинского этапа развития общественной юридичической науки, а с другой – утверждение общедемократических, гуманистических идеалов. Прогностическаяфункция - это социальная (прикладная) функция, когда знания, полученные ТГиП, используются для предсказаний, прогнозов развития государственно-правовых явлений и процессов. Эта функция может включать как критическое, так и поддерживающее содержание по отношению к тем или иным сторонам конкретных государств и правовых, она выражается в том, что ТГП должна прогнозировать будущее государственно правовых явлений. Выявляя закономерности их развития ТГП вполне способна давать прогнозы на ближайшее будущее и на перспективу. Методологическаяфункция науки ТГПвыражается в том, что наука выступает в качестве своеобразной методологической основы для всех всех юр-их наук (это когда система методов познания, разрабатываемых в ТГиП, творчески используется другими отраслевыми юридическими науками). Во-первых ТГП исследует методологические вопросы всей юридической науки и формирует при этом основные подходы в понимании государственно правовых явлений. В том плане ТГП выступает для других юридических наук в качестве своего рода философии государства и права. Во-вторых являясь наиболее общей наукой в системе юр-их наук ТГПвырабатывает основополагающие гос-но правовые понятия, а также положения и выводы которые используются в качестве базовых при исследовании своих предметов другими юридическими науками. Онтологическая- (онтология - учение о бытие, наука о сущем), нахождение и исследование материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация, исследование и анализ. Эвристическая(формирование новых знаний) - ТГП не только познаёт бытие, но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях. Прикладная(политическая) - консультация "политики", разработка практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности. Учебная- обеспечивает общетеоретическую подготовку студентов. В настоящий момент идёт переосмысление функций, появление новых, затухание старых, к примеру, не так давно прогностическая функция не играла существенной роли, так как считалось, что прогнозировать нечего (коммунизм => отмирание ГиП), теперь так уже никто не думает, и роль этойфункциирезко возросла.
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: