Июньский кризис.
Апрельский кризис.
КРИЗИСЫ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА.
18 апреля - Первый кризис временного правительства. Итог: 5 мая - образование первого коалиционного правительства с участием социалистов.
Причина - нота П.Н. Милюкова Англии и Франции о войне до победного конца. Последствия - привело к народному возмущению, перелившемуся в демонстрации.
В состав нового правительства вошли 10 человек из буржуазных партий, 6 — из социалистов.
3.06 - Первый всероссийский съезд советов (преобладали эсери и меньшевики) поддержал программу ВП и отклонил требования большевиков о передаче власти советам и прекращении войны. Это усилило возмущение масс.
Июньский кризис не вылился в кризис буржуазной власти, но он выявил крепнущее единство требований и действий рабочих и солдат, возросшее влияние партии большевиков в массах. Причины его возникновения не были устранены. Следствием этого явились Июльские дни 1917.
Демонстрация большевиков 3-5 июля вызвана провалами армии на фронте.
24.07 - второе коалиционное правительство под предводительством Керенского (сохранил должность военного и морского министра) - 7 эсеров и меньшевиков, 4 кадета, 2 радикальных демократа и 2 беспартийных.
27-31.08 - корниловский мятеж - попытка установить диктатуру. Корнилов выдвинул требование об укреплении дисциплины в армии и порядка в тылу. Для поддержки этих требований он двинул на Петроград конный корпус. Керенский воспринял это как попытку военного переворога. Для защиты от Корнилова ВЦИК (избран на 1 Всероссийском съезде советов - июнь 1917 года) при участии большевиков создал Комитет борьбы с контрреволюцией. Началось формирование Красной гвардии, которой руководила военная орг-ия РСДРП (б).
После мятежа - авторитет ВП падает.
С целью противодействия Петросовету Керенский образовал 1 (14) сентября 1917 новый орган власти — Директорию («Совет пяти»), которая провозгласила Россию республикой и распустила IV Государственную думу.
Предпарламент: обсуждение и подготовка законопроектов, представляемых ВП. Никакой реальной контролирующей роли парламент так и не сыграл, потому что ВП не было обязанным отчитываться перед предпарламентом в принятых решениях.
14.09 - Всероссийское демократическое совещание -> Создание предпарламента (Верховный Совет Российской Республики) - органа "контроля над правительством".
25.09 - Создание 3-го коалиционного прав-ва под председательством Керенского (4 кадета, 2 эсера, 3 меньшевика, 1 трудовик, 1 «независимый» и 2 военных специалиста).
Еще дея-ть ВП (Изменения в госаппарате):
-- в мае упразднена назначаемая часть членов Госсовета. А в октябре распущены и выборные члены. Тогда же распущена и сама ГД (ее "частные совещания"), пытавшаяся оказывать влияние на правительство. Остатки высших органов старой государственной власти исчезли окончательно.
-- за время своей деятельности в правительстве были образованы новые ведомства: министерство труда (цель - примирение труда и капитала, развитие системы социального страхования); министерство продовольствия, унаследовавшее задачи министерства земледелия, министерство государственного призрения, принявшее на себя функции благотворительных органов.
--в 08.1917 вместо Синода - Министерство по делам вероисповеданий, действовавшее в рамках правового статуса церковных организаций (сформированного в августе на церковном Соборе).
--для вырабтки общего плана организации народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер по регулированию хозяйственной жизни созданы ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ и ГЛАВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ под председательством Львова (из 36 мест 9 в нем отводилось профсоюзам). Положение об этих органах было принято в июне 1917 года. В состав совета входили представители министерств, общественных и научных орг-ий, профсоюзов. А комитет состоял из министров, назначаемых правительством.
--для координации законотворческой деят-ти министерств создано Юридическое совещание (при нем действовала Особая комиссия по составлению проекта Основных государственных законов), работавшая над проектом конституции: Предлагалось учредить президентскую республику с двухпалатным парламентом. Комиссия работала во второй половине октября (после октябрьской революции члены Комиссии дорабатывали проект конституции российского государства уже в Париже в 1919 году).