Схема действия метода убеждения
Основные методы осуществления государственной власти
Методы осуществления власти:
1. Убеждение
2. Принуждение
Государственная власть имеет свою определённую специфику. Специфика её заключается в масштабах её распространения. Она распространяется на всё общество в целом.
Убеждение – это метод осуществления государственной власти, который заключается в активном воздействии на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования взглядов и представлений, которые необходимы государственной власти.
Знание |
Действие |
Убеждение |
Особую роль в реализации и эффективности метода убеждения играют СМИ и пропаганда. Метод убеждения основан на авторитете.
Авторитет – это добровольное подчинение людей на основе наделения какого-либо субъекта особыми качествами (авторитет основан на убеждении)
Господство – это подчинение с помощью силы.
Государственная власть использует и авторитет и силу, которая как раз выражается в государственном принуждении.
Государственное принуждение – это психологическое, материальное или физическое воздействие государственных органов и должностных лиц с целью заставить человека действовать в соответствии с интересами государства. Принуждение основано на организованной силе, оно ограничивает свободу человека и ставит его в такое положение, когда нет выбора варианта действия. Государственное убеждение может быть правовым и неправовым.
Правовое принуждение – это государственно принуждение, вид и мера которого строго определены в правовых нормах и которое применяется в определённых процессуальных формах.
Неправовое принуждение = государственный произвол.
Легитимность власти – это принятие (признание) власти обществом, признание её права управлять и готовность ей подчиняться. Одним из основных учёных, который ввёл это понятие, разработал теорию легитимности был Макс Вебер.
Власть может быть легальной, но не легитимной; и на оборот.
Типы легитимности по Максу Веберу:
1. Традиционная легитимность. Она возникает благодаря обычаям, традициям, т.е. благодаря привычке подчиняться власти и вере в установленный политический порядок. Отличается высокой стабильностью, носит персональный характер, поскольку происходит подчинение конкретному человеку (такой тип легитимности характерен для монархии)
2. Рациональная (рационально-легальная) легитимность. Подчинение происходит на основе рационального понимания, необходимости подчиняться законно сформированной власти. Такая легитимность институциональная, т.е. происходит подчинение неконкретному человеку, а институту, структуре, должности (власть президента в демократии)
3. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества(харизму) политического лидера, который часто обожествляется и создаётся культ его личности.
Принцип разделения властей
Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, которое предусматривает разделение на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную) и взаимный контроль органов высшей власти как частей единой системы через систему сдержек и противовесов (о разделении властей писали многие учёные, но первым из них был Д. Локк. Он разделил власть на законодательную и исполнительную, на три ветви разделили Ш.Л. Монтескье в 18 веке).
У принципа разделения властей есть как положительные стороны, так и отрицательные.
Положительные. Государственная власть не может быть сосредоточена в одном органе, который будет обладать бесконтрольными полномочиями и приведёт общество к тирании.
Отрицательные. На практике, между ветвями власти возникают серьёзные конфликты, которые иногда приводят к вооружённым столкновениям (1993 год, конфликт с Верховным советом, Россия). Концентрация власти в одном органе позволяет более оперативно решать серьёзные актуальные проблемы общества.
Государство:
1. Организация политической власти
2. Способность издавать обязательные законы
3. Тесно связано с правом
4. Механизм управления
5. Обеспечение прав и свобод граждан