Изменение типов легитимности

Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, поскольку они считают ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство.

Немецкий политолог и социолог М. Вебер выделил три возможных типа легитимности в зависимости от ее источников.

Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок.

Харизматическая легитимность основана на вере в руководителя, вождя, которому приписываются сверхвыдающиеся личные качества: мудрость, святость, героизм.

Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах это основной тип легитимности, опирающийся на конституции и конкретные правовые нормы.

Легитимность политической власти в СССР определялась рядом факторов, которые сплачивали советский народ и оправдывали действия власти.

Важнейшим фактором легитимации советской власти являлась национально-государственная идея, которая носила сакральный характер по причине веры в то, что социализм является необходимой и неизбежной стадией развития человеческого общества, и эта истина уже доказана марксистско-ленинской наукой и исторической практикой.

Процессу легитимации помогало выдвижение мессианских целей, заключающихся в выполнении советским государством всемирно-исторической миссии - приведении человечества к светлому будущему. (Баранов Н.А. Легитимность власти: политический опыт России // Социально-гуманитарные знания. 2008. No1. С.18-29.)

В середине 80-х гг., когда был взят курс на перестройку, легитимность партийно-государственной власти в СССР усилилась, благодаря прежде всего тому, что советский народ ждал перемен "сверху", и поэтому решимость нового генсека М. Горбачева приступить к обновлению страны встретила поддержку со стороны населения.

Однако к концу 80-х гг. начался кризис легитимации курса перестройки, поскольку результаты преобразований оказались явно не соответствующими ожиданиям советских людей.

Августовские события 1991 г. изменили страну: перестала существовать КПСС как правящая государственная структура власти; развален СССР;

По мере стремительного роста цен, проведения жесткой бюджетной и денежно-кредитной политики и сворачивания социальных программ, приватизации, "обвального" сокращения производства, роста безработицы, резкого падения жизненного уровня значительной части населения легитимность государственной власти падала, а в конце 1993 г. ее охватил системный кризис.

(Бляхер Л.Е., Огурцова Т.Л. Приключения легитимности власти в России, или воссоздание презумпции виновности // Полис. 2006. №3. С.53-66)

Со сменой режима и разрушения некого «порядка», образа жизни советских людей, а также с приходом к власти Н.Б. Ельцина традиционная легитимность сменяется на харизматическую, как доверие новому лидеру, способному вывести страну из кризиса. С приходом к власти В.Путина харизматическая легитимность усилилась. Путин выступил в роли «народного президента», и сегодня легитимность режима базируется главным образом на его харизме.

Если сравнить три ветви государственной власти в современной России, то их легитимация имеет разные основания. Президентская власть как власть верховная легитимируется в основном культурным архетипом и соотносится прежде всего с нравственным идеалом Прав­ды, основанном на патриархальном этатизме, вере в «чудо» со сторо­ны умеренно-авторитарного лидера, наделяемого в определенной мере харизматическими чертами. Легитимность исполнительной власти, правительства в России, наоборот, носит сознательно-оце­ночный характер, соотносясь через понятие социальной эффективно­сти, т е способности правительства проводить политику, соответствующую ожиданиям различных групп населения и поддерживать в обществе социальный Порядок.

Законодательная власть, российский парламент, в русской ментальности воспринимается как «говорильня», большинство населения не связывает с ним своих надежд.

Легитимность политической власти в современной России базируется, в первую очередь, на ожиданиях народа, связанных с личностью премьера и президента, установлением политической стабильности, демонстрацией власти своих шагов, направленных на повышение уровня жизни людей, постановке такой проблемы Президентом России, ускорением экономического развития страны, перераспределением денежных средств от богатых к бедным слоям населения, создание законодательной базы, необходимой для проведения этих преобразований в обществе, эффективной работе законодательной и исполнительной ветвей власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: