Государственный строй, органы власти и система управления

Что касается формы государственного устройства: в 14 веке Московское княжество представляло собой комплекс феодальных владений, в которое входили домен великого князя, вотчинные уделья князей, земли других светских и духовных феодалов.

С другими княжествами, Московское состояло в Северо-русском союзе, основанном на родстве правящих в русских землях князей, феодальных съездах для решения общих вопросов, единстве экономики, экономических интересов и права.

По мере возвышения Москвы с ликвидацией автономии удельных князей, сведением единодержавия с присоединением других княжеств, вся территория государства стала управляться единой администрацией. Государство стало централизованным: данная форма государственного устройства оставалась до 1917 года.

Формой правления оставалась ранняя феодальная монархия, т.к. московские князья – правопреемники суздальских князей. Князья венчались на княжество именно во Владимире. Политико-правовой режим – антидемократический, авторитарный.

Органы власти:
1, Великий князь. После разгрома Владимирского княжества, великие князья пропали, т.к. Великим может быть только хан Золотой Орды.

Первым Великим князем стал Иван I Калита: он получил право собирать дань со всех русских земель.

В 14 веке Великие князья стали показывать кулак: первый князь, который нанес поражение Орде был Дмитрий Донской. Именно он показал, что русские могут дать отпор.

Иван III отказался платить дань Орде. Стояние на Угре – психологическое противостояние против Орды. На этом моменте Иго рухнуло. Иван III стал первым самодержцем. Самодержавие 14 века – независимость князя.

В 14 веке московский государь в пределах своего доверия, а в конце 15 – самодержавец всей Руси. Важное значение имела духовная грамота Ивана III (завещание).

По духовной грамоте Ивана III его сын Василий получил единодержавие, а именно право определять и осуществлять внешнюю политику, владеть большей части территории государства и чеканить монету. Тем самым, он политически возвысился над всеми остальными сыновьями Ивана III, которые оказались в подчинении Василия как простые феодалы.

2. Боярская дума. Именно в Московской Руси стали так называть данный орган. Боярская дума – совещательный орган для согласования основных вопросов внешней и внутренней политики. Существенно ограничивала власть великого князя, взаимоотношения между князем и Думой строились по формуле: «Князь указал, а бояре приговорили», т.е. ни одного важного решения князь без Боярской думы не мог принять.

В состав Боярской думы первоначально входили княжата (бывшие удельные князья), опольничьи бояре (старинное московское боярство). В 15 веке в составе появились путные бояре (те, которые изначально не были боярами, а были дворцовыми слугами и дослужившиеся до боярства, а также получившие пути). С 16 века состав думы пополняется дьяками (государственными гражданскими служащими), а также появились думные бояре (дети боярские, кои в думе живут).

Компетенция: законодательные полномочия (Судебник 1497 года), исполнительные полномочия (руководство путями и приказами), судебные полномочия (Боярская дума рассматривала наиболее важные юридические дела).

3. Феодальные съезды – в 14 веке они созывались в основном для решения вопросов внешней политики, а именно организации совместного отпора агрессору, т.е. Золотой орде. В 15 веке по мере собирания русских земель необходимость в них отпадает.

Система управления: изначально в Московском государстве существовала дворцово-вотчинная система управления. Однако до 1374 года в Москве была должность тысяцкого. В 15 веке происходит усложнение центрального аппарата:

1) Управление дворца во главе с дворецким;

2) Пути – это ведомства, возглавлявшимися путными боярами и обслуживавшие князя и его окружение.

С присоединением новых территорий к Московскому княжеству, вопросы, не входившие в сферу ведения путей, приказывались (поручались) в управление отдельным боярам. Так возникли общегосударственные учреждения – приказы. В числе первых приказов были созданы:

- приказ большого дворца (управлял делами дворца);

- казенный приказ (ведал казной и архивом князя);

- конюшенный приказ (обеспечивал войско лошадьми);

- разрядный приказ (ведал охраной внешних рубежей государства – засеками; вел учет дворян, состоявших на государевой службе);

Существовали также приказы, которые управляли целыми территориями. Они назывались сначала третями, а затем – четвертями. Например: Костромская четверть, Нижегородская четверть и т.д.

Приказами руководили путные бояре, их помощниками были дьяки, а при сложном управлении еще и с подьячими (мелкие государственные служащие – помощники дьяка).

Управление на местах: в данный период территория делилась на уезды (управлялись наместниками) и волости (управлялись волостелями). Создавались искусственные образования – земли, станы, трети, четверти, бубы, но они не имели существенного значения.

В 15 веке система кормления, применявшаяся еще со времен Киевской Руси, входит в противоречие с интересами местных феодалов, прежде всего дворян, которые были лишены защиты от произвола кормленщиков. Её упразднили в 3 этапа:

1) На первом этапе в городах учреждается должность городчика или городового приказчика – он назначался князем и подчинялся наместнику. Сперва его функции ограничивались военной сферой (военный комендант города), но в дальнейшем его полномочия расширились, и он стал осуществлять финансовый надзор, получил полномочия в земельной и налоговой сфере. Соответствующие полномочия изымались из сферы ведения наместников;

2) В начале 16 века появляются губные ведомства – были образованы особые полицейские округа (губы), совпадавшие с территорией уезда. В каждом округе создавалась губная узда – орган, ведавший охраной правопорядка, розыском беглых преступников, их наказанием, а также юрисдикционными полномочиями по уголовным делам. Судил не наместник и волостель, а губные ведомства.

В состав губного ведомства входили:

- губной староста (избирался из дворянской среды);

- дьяк;

- целовальники (при вступлении в должности должны были целовать крест).

3. В середине 16 века повсеместно учреждаются Земские власти – орган самоуправления, осуществлявший собирание налогов и пошлин, распределение денежных средств и юрисдикцией по гражданским делам. Согласно Судебнику 1550 года, земские органы и кормленщики должны были решать разногласия путем нахождения компромисса. В состав земских органов входили:

- излюбленный голова (староста), избиравшийся от верхов посада;

- земский дьяк;

- 12 целовальников, избиравшихся от черного крестьянства (государственные крестьяне).

Таким образом, наместники и волостели лишились всех полномочий и стали не нужным атрибутом властной организации. Начиная с 1552 года, число наместников и волостелей сокращается, а в 1555 году Иван IV своим указом упраздняет систему кормления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: