Ирригационная теория. Патримониальная теория

Патримониальная теория

Психологическая теория

Среди наиболее известных представителей психологической теории можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывали появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данным концепциям — это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, т.к. психика человека формируется также под влиянием внешних факторов и т. д.

Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих, на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.

Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного госу­дарства его территория во многом определялась пространством, в границах которого господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства го­сударя, князя.

Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого-марксиста К. Виттфогеля. В своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах — Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

4. Юридическая техника: понятие, ее роль в нормотворчестве.

Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях их совершенствования и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, предусматривающее определенное сочетание субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

К техническим правилам относят:

ясность и четкость, простота и языка правовых актов;

сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

последовательность в изложении юридической информации;

взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.)

Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

1) законодательная (правотворческая) техника;

2) техника систематизации нормативных актов;

3) техника учета нормативных актов;

4) техника правоприменительных актов и других документов.

Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования (от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов). Все вместе различные виды юридической техники, организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.

5. Действие нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой акт – правовой акт, принятый полномочным на то органом с устанавливающей, запрещающей или закрепляющей функциями.

По юридической силе нормативные акты подразделяются на 2 группы:

1. Законы

- имеют строгую иерархию:

Конституция; Международные акты → ФКЗ → ФЗ → законы субъектов

- принимаются на референдумах,

- публикуются в «Российской газете» и/или в «Парламентской газете» (для ФКЗ, ФЗ, акты палат)

2. Подзаконные акты

- указы президента, постановления Правительства, министерств, ведомств;агенств, нормативные акты муниципальных органов, локальные акты (правила внутреннего распорядка дня…)

В зависимости от сферы действия нормативные акты:

а) общефедеральные

б) субъектов

в) органов местного самоуправления

г) локальные

Обязательные стадии для принятия закона:

-внесение законопроекта;-обсуждение; -принятие закона; -официальное опубликование.

Для того, чтобы действующие законы и подзаконные акты не противоречили друг другу и вновь принятым, существует соответствующая система принятия законов на всех уровнях (т.е. систематизация). Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Виды систематизации:

инкорпорация — систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко второй — сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в

учебных целях, для просвещения населения и т.п.

консолидация — систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.

кодификация — систематизация путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. ФКЗ, ФЗ, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие):

• по истечении срока действия акта, на который он был принят;

• в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

• на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Территория РФ: сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра, территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами РФ. Органы субъектов Федерации не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие зако¬нов общефедеральных органов.

На территории РФ нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

Здесь важно иметь в виду принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать законы Российской Федерации.

6. Место и роль государства в политико-правовой системе общества.

Роль и место государства в политической системе общества тесно связаны с определением соотношения политической системы общества и государства, выявлением экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества.

Это обусловлено следующими обстоятельствами:

- государство выступает как особое звено в структуре политического общества;

- роль и место государства в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой - иными звеньями этой системы;

- государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и иной принадлежности;

- государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения;

- с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности граждан участвовать в политической жизни общества;

- конкретное участие каждого гражданина в делах государства, ответственность каждой личности за судьбу государства и общества в целом нашли свое юридическое закрепление в Конституции РФ, а также в других законах и подзаконных нормативно-правовых актах.

Таким образом, указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что государство - основной элемент политической системы общества.

Основное место и роль государства в политической системе общества обусловлены рядом особенностей:

1. государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2. оно является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти;

3. обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

4. обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами,полицией, службой безопасности и т.п.);

5. обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

6. обладает монополией на правотворчество;

7. обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения.

В политической системе общества государство может подменить эту систему, что, собственно, и происходит в государствах с тоталитарным и фашистским режимом.

Нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулированием деятельности политических партий и общественных организаций.

Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удерживать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

7. Понятие правоотношения. Субъекты и объекты правоотношений.

Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Признаки правоотношения:

- общественные отношения, которые представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами, имеющие известную значимость;

- они возникают на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);

- это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей (без взаимных прав и обязанностей не может быть и самого правоотношения;)

- это волевые отношения, т.к. для их возникновения необходима воля участников (как минимум хотя бы с одной стороны);

- это отношения по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;

- это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством.

Структура правоотношения: субъект; объект; субъективное право и юридическое содержание.

Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям:

1. в зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) они подразделяются на конституционные, административные, уголовные, гражданские и т.п.;

2. в зависимости от характера — на материальные (финансовые, трудовые и т.д.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.);

3. в зависимости от функциональной роли — на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности);

4. в зависимости от состава участников — на простые, возни¬кающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами

5. в зависимости от продолжительности действия — на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства);

Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, обладающие соответствующими правами и юридическими обязанностями. Выделяют индивидуальные и коллективные субъекты правоотношений:

К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся:

- граждане; лица с двойным гражданством; лица без гражданства; иностранцы.

К коллективным субъектам относятся:

- государство в целом (когда оно, например, вступает в междуна¬родно-правовые отношения с другими государствами, в конститу¬ционно-правовые — с субъектами федерации, в гражданско-правовые — по поводу федеральной государственной собственности и т.п.);

- государственные организации;

- негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т.д.).

Объект правоотношения — это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Выделяют два подхода к пониманию данной категории:

1. объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей;

2. объекты весьма разнообразны; ими могут быть:

- материальные блага (вещи, ценности, имущество и т.п.);

- нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т.п.);

- продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки, науки, компьютерные программы и т.д.);

- результаты действий участников правоотношений (правоотношения, возникающие, например, на основе договора перевозки, подряда на капитальное строительство и т.п.);

- ценные бумаги и документы (деньги, акции, дипломы, аттестаты и т.д.).

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы.

Юридическая обязанность — это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится в фикцию.

8. Юридические факты.

Юридические факты - обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия.

Можно выделить две группы признаков юридических фактов.

Первая группа – материальная сторона юридических фактов. Юридические факты являются обстоятельствами:

1) конкретными, установленным образом выраженными внешне. Юридическими фактами, таким образом, не могут являться мысли и события внутренней духовной жизни, а также похожие явления. При этом законодательство должно учитывать субъективную сторону поступков (вину, цель, мотив), которая является элементом сложного юридического факта;

2) проявляющимися в наличии или отсутствии конкретных явлений материального мира, притом, что юридическое значение могут иметь как позитивные (существующие), так и негативные факты (отсутствие родства и т. п.);

3) обладающими информацией о состоянии общественных отношений, которые входят в предмет правового регулирования.

Вторая группа признаков раскрывает нормативную идеальную сторону этого явления. Юридические факты являются в этом случае обстоятельствами:

1) прямо или косвенно предусмотренными правовыми нормами;

2) закрепленными в определенной законодательством процедурно-процессуальной форме;

3) ведущими к предусмотренным законом правовым последствиям.

Классификация юридических фактов:

1) по последствиям, которые факты могут вызывать (правоустанавливающие, правоизменяющие или правопрекращающие правоотношения);

2) по гносеологической природе фактов (волевой момент): события, а именно факты, которые не зависят от воли и сознания людей; поступки, а именно факты как следствие сознательного волевого поведения людей;

3) по юридической природе действий: правомерные, к которым можно отнести все виды действий, которые являются актами активной реализации права, а именно акты юрисдикционных органов (административных судов), юридические акты, административные акты, сделки, фактические правомерные действия (литературное творчество, научные изобретения и т. п.); неправомерные, к которым относят административные и гражданские правонарушения, а также другие юридические факты;

4) по структуре юридические факты можно разделить на элементные (простые) и фактические (сложные) составы.

Различают два вида фактических составов:

- по принципу свободного накопления элементов состава – простая совокупность, существенно только ее наличие;

- по принципу последовательного накопления элементов – юридические последствия наступают только в случае накопления элементов состава в определенном порядке.

9. Институциональные признаки государства.

Государство — это организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных классо­вых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

(Кратко)

1- Территория с населением на ней проживающим (воздушная, водная среда, недра, границы суши, Консульства и посольства);

2- Публичная власть (органы управления и органы принуждения);

3- Суверенитет (независимость, внутренняя и внешняя);

4- Гражданство;

5- Финансовая, налоговая и правовая системы;

6- Символика (Гимн, герб, флаг, язык, название государства, столица, награды, праздники и традиции).

Государство характеризуется следующими признаками:

1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.

Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.

5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право – без государства.

Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлением.

10. Понятие законности и правопорядка, их соотношение.

Понятия "законность" и "правопорядок" близки друг к другу и обычно употребляются в одном ряду (или даже как взаимозаменяемые). Все же между ними есть четкая грань. Правопорядок - результат законности, характеризующий степень осуществления ее требований, причем так, что реализуются глубокие правовые начала, дух права. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок - это уже фактическое "правовое состояние" упорядоченности общественных отношений, та правовая жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности. Режим законности, выраженный в виде системы политико-правовых требований, на уровне правопорядка как бы материализуется в системе реальных правовых отношений.

Будучи итоговым результатом действия права, правопорядок как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (право - законность - правопорядок).

Законность — это:

условие жизни государственно-организованного общества;

принцип самого права, заключающийся в требовании соблюде­ния его норм, законов и подзаконных актов субъектами, к кото­рым они адресованы;

принцип организации и деятельности государственного аппа­рата и политической системы в целом;

принцип правотворчества, ориентирующий правотворческие субъекты на принятие таких нормативных актов, которые бы не противоречили Конституции и уже имеющейся системе законов;

метод государственного руководства обществом, ибо свои функ­ции государство должно осуществлять правовыми средствами — путем принятия правовых актов и обеспечения их реализации;

особый режим, при котором деятельность всех субъектов осно­вывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, сво­боды и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности — есть такая мораль­но-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, цивилизованные средства, ограждаю­щие личность от произвола власти, анархии, беспорядка.

Таким образом, законность — фундаментальная категория юридической науки и практики, так как ее уровень и состояние слу­жат главным критерием оценки правовой жизни общества.

Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы две стороны:

1) наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);

2) их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).

Принципы законности:

• ее единство (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны);

• верховенство конституции и закона (подчиненность конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности);

• гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией, с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);

• связь с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности, и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общства);

• целесообразность (обход закона под предлогом целесообраз­ности, пользы, выгоды недопустим; в рамках закона);

• презумпция невиновности (например, в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, зафиксировано следующее: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»).

Правопорядок — это основанное на праве реальное состояние общественных отношений, характеризующее степень удовлетво­рения участниками этих отношений разнообразных интересов и потребностей с помощью юридических средств, а также характер исполнения ими правовых обязательств, вытекающих из закона или заключенных соглашений.

Особенности правопорядка заключаются в том, что он:

• запланирован в нормах права;

• возникает в результате реализации данных норм;

• обеспечивается государством;

• создает условия для организованности общественных отно­шений, делает человека более свободным, облегчает жизнь;

Важно иметь в виду следующее:

- нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;

- укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;

- конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности.

11. Функции государства

Функции государства — это основные направления деятель­ности государства по решению стоящих перед ним задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Функции характеризуют госу­дарство в динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, от основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реали­зации этих задач.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной за­дачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясе­ние);

в зависимости от принципа разделения властей — на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные;

в зависимости от значения — на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению внутренних задач.

К внутренним функциям Российского государст­ва можно отнести:

1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка; экономическая; налогообложения; социальной защиты; экологическая; культурная.

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспе­чения правопорядка — это деятельность государства, направлен­ная на защиту интересов личности и общества, на реальное вопло­щение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Экономическая функция заключается в выработке и государст­венной координации основных направлений развития экономики в устойчивом режиме. На разных этапах существования общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями.

Функция налогообложения выступает самостоятельной основ­ной функцией Российского государства, так как налог все больше ста­новится главным методом новой системы управления, универ­сальным регулятором, который используется не только в эконо­мической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внеш­неполитической и т.п.

Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности. Эта функция выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержки. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.

Экологическая функция — это относительно новое направление деятельности российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в раз­работке природоохранного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования. Государ­ство берет на себя обязательства перед своими гражданами по обес­печению нормальной среды обитания, закрывает в случае необхо­димости экологически вредные предприятия, штрафует наруши­телей закона и т.д.

Культурная функция призвана обеспечить культурный и обра­зовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и до­стижениями. Содержание ее сегодня составляет разносторонняя поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра.

К внешним функциям Российского государства относятся:

1) оборона страны;

2) поддержание мирового порядка;

З) сотрудничество с другими государствами и т.п.

Функция обороны страны имеет первостепенное значение. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня оборо­носпособности, отвечающего требованиям национальной безопас­ности, для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России во­оруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной доктрины, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрана госграницы и т.п.

Функция поддержания мирового порядка связана с деятельнос­тью российского государства по предотвращению войны, разору­жению, сокращению и ликвидации химического и ядерного ору­жия, укреплению обязательного для всех режима нераспростране­ния оружия массового уничтожения и новейших военных техно­логий.

Функция сотрудничества с другими государствами проявля­ется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармо­нично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств.

12. Форма государственного правления: общие положения и российская практика XX века.

Территория, население, власть представляют собой содержа­тельные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весь­ма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма го­сударства».

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственно­го устройства и политический режим.

От формы государства в значительной степени зависит поли­тическая жизнь в обществе, устойчивость государственных ин­ститутов.

Элементами формы государства выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);

2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

Таким образом, форма государства — это его структурное, тер­риториальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

Форма государственного правления — это элемент формы госу­дарства, характеризующий организацию верховной государствен­ной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотноше­ния с населением.

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого — единовластие) — это форма правле­ния, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) бессрочна;

3) не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх (на­пример, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограни­ченными (конституционными), в которых наряду с монархом но­сителями суверенитета выступают другие высшие государствен­ные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, о Великобритании, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).

Монархия была господствующей формой правления на протя­жении нескольких столетий. В специфической форме она сохраня­ется и сегодня почти в трети стран мира.

Республика ( от латинского — государственные, общественные дела) — это форма правления, при которой глава государства яв­ляется выборным и сменяемым, а его власть считается производ­ной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2)срочность;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на пре­зидентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламент­ских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парла­мент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария. Австрия и др.) — совместно президент и парламент.

В президентскойреспублике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правитель­ства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельнос­тью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недо­верия правительству, а президент — распустить парламент. Одна­ко парламент имеет возможность ограничивать действия прези­дента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев — отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательно­го вета (от латинского — запрет) на решения законодательного органа.

В парламентскойреспублике правительство формируется зако­нодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), кон­кретного министра. Официально главой государства является пре­зидент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в систе­ме органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы го­сударства в конституционных монархиях. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полу­парламентских) республик является двойная ответственность пра­вительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подоб­ных республиках президент и парламент избираются непосредст­венно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада по­литических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверж­дает его решения. Парламент также имеет возможность контроли­ровать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству во­тума недоверия.

Составляющие формы государства:

1. Форма правления.

2. Форма государственного устройства.

3. Политический режим.

Эти три составляющих и образуют государство, то есть говорят о способах организации власти, о ее источнике; о том, какую форму примет административно-территориальное деление государства, о содержании власти, о ее отношениях с народом.

Именно поэтому каждое государство следует характеризовать в комплексе, рассматривая его со всех трех точек. Только тогда можно говорить о четко определенной форме государства.

Это можно хорошо проиллюстрировать на примере Российской Федерации, в новой Конституции которой форма государства определяется сразу (ст.1) и довольно четко: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".

Таким образом, декларируется, что в Российской Федерации господствует демократический политический режим (и, соответственно, ей присуще все то, что присуще демократическому политическому режиму: признание воли народа единственным источником государственной власти; осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей; выборность и сменяемость государственной власти). Формой государственного устройства является федерация, а формой правления в России - республика.


13. Форма государственного устройства: теоретические положения и российская практика XX века.

Форма государственного устройства — это элемент формы госу­дарства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ по­литического и территориального деления, обусловливающий оп­ределенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.

На основе данного критерия государственное устройство харак­теризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

Различают следующие формы государственного устройства:

1) унитарную (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы);

2) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национальному и территориальному принципам (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов).

3) конфедерацию (форму объединения, государств, сохраняю­щих свой суверенитет). В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения кото­рых они объединились, и лишь координирующего свойства. Кон­федерация представляет собой непрочные государственные обра­зования и существует сравнительно недолго: они либо распадают­ся (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуются в федеративные го­сударства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815— 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, — содружество государств. Примером может яв­ляться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

Кроме названных имели место и некоторые другие специфичес­кие формы государственного устройства: империи, протектора­ты и пр. Так, империи выступают государственными образова­ниями, отличительными особенностями которых являются об­ширная территориальная основа, сильная централизованная власть, ассимитричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и куль­турный состав населения. Империи (например, римская, британ­ская, российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания ок­купировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним про­текторат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: