Образование Древнерусского государства 12 страница

В ходе общего упорядочения советского законодательства были разработаны и изданы республиканские кодексы и законы в соответствии с общесоюзными, а также начата работа по созданию Свода Законов СССР и Сводов законов союзных республик.

Принятие в 1977 г. Конституции СССР стимулировало дальнейшее развитие права. Президиум ВС СССР в декабре 1977 г. принял специальное постановление о приведении законодательства в соответствии с конституционными нормами.

В 1978–1985 гг. появились законодательные акты, существенно обновившие советское законодательство. Условно их можно разделить на следующие группы:

законодательные акты, детализировавшие конституционные положения о правах советских граждан, расширявшие участие трудящихся в управлении производством:

Закон о гражданстве СССР (1978 г.);

Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик (1981 г.);

Закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями и организациями (1983 г.);

законодательные акты, направленные на развитие и совершенствование органов государственной власти и управления, охрану государственных интересов СССР, регламентацию правового положения иностранных граждан в СССР:

Законы «О выборах в Верховный Совет СССР» (1978 г.);

«О Совете Министров СССР» (1978 г.);

«Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, советов народных депутатов автономных областей и автономных округов» (1980 г.);

«О правовом положении иностранных граждан в СССР» (1981 г.);

«О государственной границе СССР» (1982 г.);

правовые акты, определяющие полномочия, формы и методы работы правоохранительных органов:

«О Верховном Суде СССР» (1979 г.);

«О прокуратуре СССР» (1979 г.);

«Об адвокатуре СССР» (1979 г.);

«О народном контроле СССР» (1979 г.);

«О государственном арбитраже СССР» (1979 г.);

«Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных нарушениях» (1980 г.) и др.;

законы, детализирующие положения Конституции СССР об охране окружающей среды:

«Об охране атмосферного воздуха» (1980 г.);

«Об охране и использовании животного мира» (1980 г.).

2 сентября 1976 г. ЦК КПСС, Президиум ВС СССР и СМ СССР приняли постановление о создании комиссии по разработке Свода Законов СССР – официального издания Президиума ВС СССР и СМ СССР.

В 1986 г. работа по изданию Свода законов Союза ССР была завершена. В ходе подготовки Свода 1,5 тыс. законодательных актов были признаны частично или полностью утратившими силу, во многие внесены изменения и дополнения.

Свод законов состоял из 7 разделов, в которые вошли 1367 законодательных актов и постановлений Правительства СССР:

Об общественном и государственном устройстве.

О социальном развитии и культуре – социально-экономических правах граждан.

О рациональном использовании и охране природных ресурсов.

О народном хозяйстве.

О международных отношениях и внешних экономических связях.

Об обороне страны и охране государственных границ.

О правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка.

9 января 1986 г. Президиум ВС СССР и СМ СССР приняли постановление «Вопросы обновления Свода законов СССР», в котором предусматривалось периодическое обновление материалов Свода законов СССР (в 1986 г. – по состоянию на 1 января, 1987–1988 гг. – не реже одного раза в полугодие, в последующие годы – ежеквартально). Подготовка проектов законодательных актов для включения их в Свод законов СССР была возложена на Министерство юстиции СССР. Для общего руководства подготовкой и изданием была создана специальная комиссия, возглавляемая министром юстиции СССР.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 45. Подготовка, принятие и основные особенности Конституции СССР 1977 г.

25 апреля 1962 г. ВС СССР принял постановление «О выработке проекта новой Конституции СССР» и образовал Конституционную комиссию. Подготовка Конституции шла под непосредственным руководством и контролем партийных органов. Проект Конституции прошел всенародное обсуждение, в результате которого ВС СССР в содержание 118 статей были внесены изменения и добавлена новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. новая Конституция СССР была единогласно принята.

Конституция подчеркивала свою преемственность предшествующих конституций советского государства (1918, 1924, 1936 гг.). В сравнении с предыдущей Конституцией 1936 г. она представляла более высокий уровень конституционного законодательства. Конституция СССР 1977 г. состоит из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые содержат 174 статьи.

В преамбуле:

дается характеристика основных этапов истории советского государства, указывается высшая цель государства – построение бесклассового коммунистического общества;

указываются главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и преобразование их в коммунистическое, воспитание нового человека коммунистического общества и т. д.

Первая глава Конституции посвящена политической системе современного советского общества. СССР провозглашается социалистическим общенародным государством, в котором народ осуществляет власть; Советы народных депутатов составляют политическую основу СССР. КПСС характеризуется как ядро политической системы государственных и общественных организаций. Подчеркивается, что все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

Во второй главе характеризуется экономическая система СССР, определяется высшая цель общественного производства – наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.

Третья глава отражает происшедшие изменения в социальной сфере, определяет основные направления социального развития и культуры СССР. Социальную основу СССР составляют нерушимый союзы рабочих, крестьян и интеллигенции.

Четвертая глава закрепляет важнейшие положения внешней политики советского государства.

Цели и задачи деятельности советского государства и его Вооруженных Сил по обеспечению надежной обороны страны закреплены в специальной главе «Защита социалистического Отечества».

Главы шестая и седьмая раздела «Государство и личность» содержат нормы о гражданстве СССР, о равноправии граждан, формулируют основные права и свободы граждан, устанавливают гарантии их осуществления. К закрепленным ранее правам добавились новые: право на охрану здоровья, право на жилище, право обжаловать в суд действия должностных лиц и др.

Национально-государственному устройству СССР посвящен специальный раздел (главы восьмая–одиннадцатая). В нем закреплено, что СССР – единое многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Каждая союзная республика определяется как суверенное государство с правом участия в решении всех вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР.

Конституция СССР 1977 г. сохранила систему органов государственной власти и управления (рассматриваются в разделах IV–VI).

Новая Конституция СССР значительное внимание уделяет вопросам правосудия, арбитража, прокурорского надзора (раздел VII, главы двадцатая–двадцать первая).

Она впервые устанавливает конституционные основы деятельности адвокатуры, арбитража, участие представителей общественности в судопроизводстве по уголовным и гражданским делам.

Раздел VIII определяет герб, флаг, гимн и столицу СССР. При этом порядок утверждения Государственного гимна устанавливается впервые.

В разделе IХ «Действие Конституции СССР и порядок ее изменения» подчеркивается, что Конституция СССР обладает высшей юридической силой. Изменение в Конституции производится решением ВС СССР, принятым квалифицированным большинством (не менее 2/3 от общего числа) голосов каждой из его палат.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 46. Развитие советского государственного аппарата в период «перестройки». Государственные реформы М. С. Горбачева

Политика так называемой перестройки, начавшаяся в 1985 г. с приходом к власти в КПСС М. С. Горбачева HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144174" 95, привели к серьезным изменениям в праве и государственном аппарате. Развитие гласности и политического плюрализма способствовало перерождению высших государственных органов и соответствующим изменениями избирательного права. Сформировалась концепция «социалистического правового государства», в которой подчеркивались приоритет права и принцип разделения власти. Главная роль в его формирования отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и советов, в передаче власти от Коммунистической партии советам.

В 1988 г. вносятся изменения в Конституцию, в соответствии с которыми создается новый высший государственный орган – Съезд народных депутатов. Он состоял из 2250 депутатов, из которых часть народных депутатов избиралась в избирательных округах по стране, часть – партией, профсоюзами и общественными организациями. Из числа участников Съезда избирался Верховный Совет СССР, который превращался в постоянно действующий парламент. Он по-прежнему состоял из двух равноправных палат, сохранивших прежние названия. Таким образом вводилась двухуровневая система высших представительных органов власти: Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР.

Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, явилось введение в стране президентского поста. В 1990 г. первым и единственным Президентом СССР стал Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, избранный на эту должность внеочередным третьим Съездом народных депутатов СССР. На основании HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=147324" Закона «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» от 26 декабря 1990 г., Президент стал возглавлять систему органов государственного управления СССР, получил право отменять постановления и распоряжения правительства, акты министерств СССР, акты советов министров республик в случаи нарушения ими Конституции и законов СССР. Аналогичные институты были образованы в РСФСР в 1991 г. Эти перемены повлекли за собой и изменение названия правительства: Совет министров СССР был переименован в Комитет министров, возглавляемый премьер-министром. Наряду с этими органами создавался новый межреспубликанский орган власти – Государственный совет СССР, предназначенный для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики. В его состав входили высшие должностные лица союзных республик и Президент СССР, который возглавлял его деятельность.

Исполнительные органы на местах не претерпели значительных изменений. Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 г., проходила под лозунгами: «Гласность», «Ускорение», «Перестройка». Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но привело к ее разрушению. В значительной мере этому способствовало ухудшение экономической ситуации в СССР. Гласность привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. В печати стали разворачивать острые идеологические дискуссии по политическим вопросам. В марте 1990 г. была отменена ст. 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. Это послужило стимулом возникновения новых партий и движений. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов. В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Начались кровавые межнациональные конфликты. А параллельно шел «парад суверенитетов» республик. Ни референдум 17 марта 1991 г., ни «заявление 9+1», подписанное 23 апреля 1991 г., ни «августовский путч» не могли предотвратить распад Союза. Уже в августе–сентябре 1991 г. большинство союзных республик заявили о своей независимости. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще руководители России, Украины и Белоруссии подписали пакт, в котором заявили, что они прекращают существование Советского Союза и вместо него создают Содружество независимых государств (СНГ). Их решение было поддержано остальными, оставшимися в СССР республиками. 25 декабря 1991 г. Президент СССР заявил о своей отставке, вскоре прекратили действие и другие государственные органы СССР.

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 1. Особенности имперской государственности в России

Форма правления. Россия была провозглашена Империей в 1721 году. Тем не менее в науке начало имперского периода принято относить к концу XVII века, когда царь Петр Алексеевич стал единодержавным правителем страны (1696 г.).

С преобразованием Московского царства в Империю принято связывать наступление для России периода абсолютной монархии. Однако если в предшествующую эпоху русский государь обладал широкими внеправовыми (надзаконными) полномочиями и его волеизъявление законодательно ничем не ограничивалось, то в Российской Империи закон формально стоит выше произвола монарха. Император был должен неукоснительно соблюдать законы, изданные им или его предшественниками, а чтобы сделать что-то не предусмотренное законами или им противоречащее, ему надлежало изменить действующее законодательство, издав новый нормативно-правовой акт.

В Московской Руси власть монарха формально не ограничивалась другими органами государства. Ни Боярская Дума, ни Земские Соборы официально никоим образом не связывали царствующего государя: они могли реально властвовать, вынося самостоятельные решения, лишь в краткие периоды междуцарствия или слабости монарха. Напротив, в Российской Империи в отдельные периоды монарх даже не был единственным законодателем. Например, в 1711-1722 годах законодательными полномочиями обладал Правительствующий Сенат, который не только имел право издавать новые узаконения, но мог приостанавливать или отменять императорские указы. Сенат также издавал законы и в царствование Елизаветы Петровны. Законодательными полномочиями наделялись Верховный Тайный Совет (1726-1730гг.) и Кабинет Министров (1731-1741гг.). Указы последнего, подписанные тремя кабинет-министрами, с 1735 года по юридической силе официально приравнивались к императорским указам.

Начиная с XVIII столетия российские монархи постепенно самоустраняются от осуществления высших судебных полномочий. В XIX веке реализация высших судебных полномочий почти целиком сосредоточивается в Правительствующем Сенате. Хотя Император номинально оставался главой судебной системы, он реально осуществлял лишь помилование и амнистию, а также имел право изъятия из подсудности.

После реформ 1905-1906 годов начинается трансформация формы правления Российской Империи в направлении конституционной (дуалистической) монархии. Согласно новой редакции Основных государственных законов от 23 апреля (6 мая) 1906 года законодательную власть должны были осуществлять три органа: Император, Государственный Совет и Государственная Дума. При этом сохраненный в законодательстве термин «самодержавие», ранее считавшийся синонимом «абсолютизма», русские юристы отныне начинают трактовать как обозначение государственного суверенитета России.

В XVIII—начале XX века Россия по форме государственного устройства продолжала оставаться империей: политико-правовой статус отдельных регионов страны — прежде всего ее западных, юго-восточных и дальневосточных окраин — отличался изрядным своеобразием.

Области расселения казаков (Запорожского, Донского и других казачьих войск) обладали значительным своеобразием в управлении на протяжении всего имперского периода.

На особом положении со времени их включения в состав России при Петре I находились Остзейские (прибалтийские) губернии. Их жители в целом имели более привилегированный статус, нежели основное население великорусских областей. Например, верховная власть признала право рыцарей и горожан Лифляндии и Эстляндии на сословное самоуправление еще в 1710 и 1712 годах, тогда как подавляющей части российских дворян и мещан даровала его лишь в последней четверти XVIII века. В Остзейском крае почти на полвека раньше, чем в остальной части Империи, было отменено крепостное право (при Александре I).

Часть Польши, входившая в состав Российской Империи под названием Царства Польского, всегда обладала особым статусом. Александр I даже даровал своим польским подданным октроированную (пожалованную) конституцию — Хартию государственных установлений. Таким образом, в силу унии двух престолов в 1815-1830 годах российский император являлся конституционным монархом одного из своих владений. Впрочем, после подавления польского восстания 1830—1831 годов Николай I лишил Польшу конституции, не ликвидировав, однако, своеобразия в управлении данным регионом.

На финских землях, окончательно отвоеванных Россией у Швеции в 1809 году, по воле Александра I также было создано обособленное государственно-территориальное образование — Великое княжество Финляндское. Оно изначально пользовалось широкой автономией в сфере законодательства и управления, а с 1863 года благодаря регулярному созыву российскими императорами законодательных Сеймов фактически превращается в дуалистическую монархию.

Не меньшим своеобразием и учетом местных особенностей отличалась организация управления многими другими регионами, такими как Закавказье, Туркестан, Сибирь и Дальний Восток. В составе Империи существовали также самостоятельные государства, которые признали себя вассалами России или приняли ее протекторат, например, Бухарский эмират и Хивинское ханство.

Систему высших органов государственной власти Российской Империи возглавлял монарх, имевший пышную титулатуру, центральным элементом которой был титул Императора Всероссийского. Государю принадлежали высшие полномочия в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. Все без исключения остальные государственные органы находились в его подчинении.

Центральными органами отраслевого управления в Российской Империи в XVIII веке стали коллегии. В отличие от приказов московского периода, коллегии образовывались строго по функционально-отраслевому признаку и имели единообразную структуру; в них существовала коллективная форма принятия решений.

В начале XIX столетия коллегии заменяются министерствами, основанными на принципах единоначалия и персональной ответственности министра за деятельность ведомства.

В связи с упразднением института патриаршества для руководства Русской православной церковью Петр I в 1721 году учредил особую коллегию — Святейший Синод, назначаемую монархом. Таким образом, Церковь была окончательно поставлена под контроль светской власти, и Император стал ее номинальным главой.

Функции межведомственной координации и контрольно-ревизионные функции на протяжении всего периода Империи в той или иной степени осуществлялись Правительствующим Сенатом (1711-1917 гг.). В разное время эти полномочия также реализовывали: Верховный Тайный Совет; Кабинет Министров; Конференция при Высочайшем Дворе (1756-1761 гг.); Совет при Высочайшем Дворе (1768-1801 гг.); Непременный Совет (1801-1809 гг.); Комитет Министров (1802-1906 гг.); Собственная Его Императорского Величества канцелярия (особенно в царствование Николая I); и, наконец, Совет Министров (1861-1917 гг.). Все перечисленные органы осуществляли также и законосовещательную функцию.

В качестве специализированного законосовещательного учреждения в 1810 году был создан Государственный Совет. Аналогичная роль сугубо законосовещательного собрания отводилась и Государственной Думе, учрежденной законами от 6 (19) августа 1905 года. Однако в этом качестве она никогда не действовала, поскольку в ходе Первой русской революции Государственная Дума и Государственный Совет осенью 1905 — весной 1906 года были преобразованы в законодательные учреждения (палаты).

HYPERLINK "https://umk/GetBook.aspx?DocID=144049" § 2. Право Российской Империи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: