double arrow

Тема 8. Функциональные области логистики


Классификация и анализ структуры логистических издержек

Логистические затраты — затраты, связанные с выполнением логистических операций (размещение заказов на поставку продук ции, закупка, складирование поступающей продукции, внутрипро изводственная транспортировка, промежуточное хранение, храненш готовой продукции, отгрузка, внешняя транспортировка), а такж< затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы на передачу данных о заказах, запасах, поставках.

Продуктивные затраты — затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить.

Затраты на поддержание логистического бизнеса сами по себе создают ценности, но они являются необходимыми. Например затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции.

Затраты на контроль — затраты на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей.

Убыточные затраты — затраты на работы, которые не могут дать результатов (затраты на «бездействие», на простой оборудования) Перерасход ресурсов можно сократить путем исключения долгих и сложных путей в процессе исполнения заказов потребителей. Затраты на транспорт, обслуживание, энергию, буферные запасы «прослеживаемость» запасов и планирование минимизируются путем реорганизации материальных потоков в цепи поставок.




Прямые затраты — затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный носитель (продукт, группу изделий, заказ).

Косвенные затраты — затраты, которые могут быть отнесены на носитель (продукт, группу продуктов, заказ) только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.

Прямые относительные затраты — затраты, которые в предметном и временном отношении могут быть однозначно отнесены на строго определенный объект, поскольку затраты и логистический объект связаны общим местом происхождения.

Переменные затраты — затраты, зависящие от объема производства (исполняемых заказов). Переменными являются затраты на переналадку, размещение заказа, хранение или складирование запасов во времени (текущие затраты).

Постоянные затраты — затраты, не зависящие от изменения объема исполняемых заказов внутренних и внешних потребителей.

Полные затраты — отнесенная на определенный объект (продукт, группу продуктов, заказ, место возникновения затрат, сферу производства) общая сумма затрат, как зависящих, так и не зависящих от объема исполняемых заказов.

Частичные затраты — относимые на определенный объект (продукт, группу продуктов, заказ, место возникновения затрат, сферу производства) части затрат, выделенные по определенным признакам. Эти затраты, как правило, зависят от объема выполняемых заказов.



Фактические затраты — затраты, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых заказов потребителей и равные объему потребленных ресурсов, умноженному на действующие цены на эти ресурсы.

Нормальные затраты — средние затраты, приходящиеся на определенный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме обслуживания. Эти затраты равны фактическому объему потребленных ресурсов, умноженному на их средние цены.

Плановые затраты — затраты, рассчитанные для определенного логистического объекта и определенного периода при заданных программе обслуживания, объеме заказов потребителей и технологии. Эти затраты равны запланированному объему потребления ресурсов, умноженному на их плановые цены.

Номинальные затраты — произведение фактического объема потребления ресурсов и плановых цен на них.

Затраты упущенных возможностей (вмененные затраты) характеризуют упущенную выгоду (потерю прибыли). Она связана с тем, что ограниченный объем ресурсов может быть использован только определенным образом, что исключает применение другого возможного варианта, обеспечивающего получение прибыли.



Трансакционные затраты — затраты, связанные с оформлением закупок.

Принципы логистики, связанные с затратами.

Принцип системного подхода. Подход к объектам исследования как системам – одна из главных особенностей логистики. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда материальный поток оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения. При этом все звенья логистической цепи должны работать как единый слаженный механизм. Поэтому все звенья логистической цепи необходимо рассматривать как целостную систему, чтобы согласовать экономические интересы отдельных ее элементов, технические вопросы, технологические процессы и т.д.

Принцип тотальных затрат. Одна из основных задач логистической цепи логистики – минимизация совокупных логистических издержек на протяжении всей логистической цепи от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию логистических операций, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность и т.д.

Принцип глобальной оптимизации. В процессе оптимизации структуры или управления логистической системой необходимо согласование частных целей функционирования отдельных элементов системы для достижения глобального оптимума.

Особенности учета издержек в логистике. Сквозной материальный поток проходит через множество различных подразделений, но традиционные методы учета осуществляют калькуляцию расходов по отдельным функциональным областям, т.е. известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции. Это не позволяет выделять затраты по отдельным логистическим процессам, формировать информацию о наиболее значимых затратах и о характере их взаимодействия друг с другом.

Например, для выполнения заказа клиента необходимо осуществить следующие операции: прием заказа, обработка заказа, проверка кредита, оформление документов, комплектация заказа, отгрузка, доставка, выставление счета. Т.е. расходы, связанные с процессом выполнения заказа, складываются из множества издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционального учета сложно. Кроме того, традиционно издержки объединяются в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть в деталях все последствия принятых управленческих решений. В результате решения, принятые в одной функциональной области, могут привести к непредвиденным результатам в других смежных с ней областях.

В отличие от традиционного подхода к учету издержек логистика предусматривает введение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. В логистике ключевым событием, объектом анализа является заказ потребителя и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ прибыль и каким образом можно сократить издержки на его выполнение. Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений.

Основное внимание должно уделяться сокращению издержек, занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических издержек. Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортно-заготовительные расходы (до 60%) и затраты на содержание запасов (до 35%).

Влияние специфики и характеристик товара на логистические издержки. Среди основных продуктовых характеристик, влияющих на логистические издержки и процесс принятия логистических решений при формировании функционального цикла, необходимо указать на цену, ассортимент и номенклатуру продукции, габаритные размеры упаковки, вес, транспортный сервис и продуктовые риски.

Товары, имеющие высокую плотность, требуют меньших затрат на транспортировку и хранение, так при перевозке и хранении более полно используется грузоподъемность транспортных средств и складские помещения.

Следующая продуктовая характеристика, влияющая на логистические издержки, — это цена/вес, (цена/масса). Продукция с низким уровнем отношения цены к весу (массе) будет иметь небольшие затраты на хранение, но высокие на транспортировку продукции в процентах от цены продаж. Это вызвано с тем, что затраты на хранение связаны с ценой товара, а транспортные издержки зависят от веса перевозимого груза и будут тем больше, чем меньше отношение цены к весу.

Логистические издержки зависят также от транспортного сервиса и уровня запасов. Улучшение транспортного сервиса позволяет сократить потери от уменьшения объема продаж, но возрастают затраты на транспортировку продукции Здесь необходимо сопоставлять достигнутую выгоду от уменьшения потерь в продажах с ростом транспортных издержек Продуктовая характеристика влияет на логистические издержки в условиях риска в процессе физического распределения. Эти риски могут быть связаны с порчей продукции, повреждениями в процессе транспортировки. Риски требуют дополнительных затрат.

Проблема оптимизации издержек. Бесспорно, логистика предприятия должна быть безубыточной, иначе себестоимость совершаемых операций будет превышать цену спроса. «Построение эффективной логистики начинается с построения функциональной модели бизнес-процессов, на которой отрабатывается себестоимость и эффективность логистических бизнес-процессов. На функциональной модели это сделать намного легче и быстрее, чем проводить эксперименты в реальной организации», – считает Елена Ильяшенко, директор Центра Информационных Технологий Сибири.

В первую очередь логистика должна быть направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. Современные словари определяют логистику как математическую науку. «Исходя из этого, и построение логистики в компании нужно начинать с моделирования, подкрепленного математическими расчетами. Традиционно к функциям логистики относят транспортировку и хранение товаров. Т.е. просчитывать нужно экономические затраты на маршруты транспортировки и технологию обработки товара на складе», – говорит замдиректора компании «Сибирский грузовой терминал" Вероника ШАМРАЙ.

Любая транспортная компания или организация, имеющая свой автопарк, рано или поздно сталкивается с проблемами неэффективного использования транспортных средств. Снижение бизнес-рисков актуально во времена всеобщей борьбы за экономию и минимизацию расходов.

«На сегодняшний день существует три наиболее эффективных способа решения подобной проблемы. Первый – введение жесткой системы административного контроля. Второй – внедрение технической системы мониторинга в режиме «off-line». И, наконец, третий, самый современный и эффективный способ – установка спутниковой навигационной системы. Конечно, административный контроль – система универсальная. Она необходима в каждой нацеленной на развитие организации, где постоянно ведется контроль за работой персонала, ставятся задачи на каждодневное и долгосрочное планирование. Сегодня с помощью спутниковых навигационных систем можно не только контролировать весь транспорт, но и управлять им в оперативном режиме».

Как учесть все затраты на логистику? Основной задачей, стоящей перед логистикой, является снижение затрат, связанных с доведением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Конечно, современные методики функционального моделирования (например, ABC-анализ) позволяют с высокой долей вероятности выстроить эффективные бизнес-процессы логистики. «Одним из главных принципов оптимизации логистических затрат является сокращение времени на выполнение логистических операций, путем повышения производительности труда. Наиболее наглядным примером использования современных технологий складской логистики является адресное хранение товаров. В транспортной логистике для расчетов маршрутов доставки товаров помогает применение ГИС-технологий (геоинформационных систем.

Основные функции логистических систем на базе ГИС-технологий – это создание адресного списка доставок различными методами: путем поиска по базе адресов, по выбору объектов из предлагаемых категорий, создание собственных объектов посредством интерактивной работы с картой. Также они позволяют произвести расчет оптимальных маршрутов доставки, дают возможность дальнейшей работы с сохраненными маршрутами, отображать пункты доставки и маршруты на карте, создавать маршрутные листы с подробным описанием пунктов поворота и доставки, с указанием протяженности и времени проезда по участкам и в целом.

Логистика подразумевает движение и хранение продуктов на всем их пути из пункта производства в пункт потребления; в частности, это касается движения материалов и комплектующих от поставщиков к местам производства и движения готовой продукции к распределительным центрам и, в конечном счете, к покупателям.

Складская логистика призвана оптимизировать операции, связанные с переработкой и оформлением грузов, определить оптимальное количество складов и места их расположения. Логистические затраты на обработку товарно-материальных ценностей (ТМЦ) не добавляют потребительской ценности товару, т.е. их необходимо оптимизировать и в транспортной, и в складской составляющей.







Сейчас читают про: