Деятельность СНГ в гуманитарной, правовой и антикриминальной областях

Одной из важнейших целей создания СНГ, как это было опре­делено в учредительных документах иУставе Содружества, явля­ется обеспечение прав и свобод человека. В рамках СНГ принят ряд основополагающих документов в указанной области. Среди них

следует выделить Конвенцию о правах и основных свободах чело­века от 26 мая 1995 г., наблюдение за которой должна осуществ­лять Комиссия по правам человека СНГ, действующая на основе Положения от 1995 г.

Уникальной была и остается ситуация с национальными мень­шинствами, еще более обострившаяся после распада СССР. В оп­ределенной мере она может быть решена на основе Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным мень­шинствам от 21 октября 1994 г.

Проблема обеспечения прав национальных меньшинств реша­ется и на двустороннем уровне, в частности, на базе соответствую­щих соглашений между Россией и государствами Центральной Азии.

Права человека в условиях вооруженных конфликтов призвано решать Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв воо­руженных конфликтов от 24 сентября 1993 г. Положения этого до­кумента основаны на гуманных принципах соответствующих меж­дународно-правовых документов, в том числе Женевских конвен­ций о защите жертв войны 1949 г.

Целый ряд документов регулируют отношения между государ­ствами — участниками СНГ в социальной сфере. Среди них Согла­шения: о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.; о сотруд­ничестве в области охраны труда от 9 сентября 1994 г.; о сотрудни­честве в области трудовой миграции и социальной защиты трудя­щихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г.; о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здо­ровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 сентября 1994 г. Заключено ряд соглашений по решению соци­альных вопросов военнослужащих и членов их семей.

Сложной в СНГ остается проблема беженцев и вынужденных переселенцев. Тем не менее она находит свое правовое разрешение. 24 сентября 1993 г. принято Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Россия и Киргизия в 1997 г. за­ключили Соглашение о регулировании процесса переселения и за­щите прав переселенцев. Подобное Соглашение в 1998 г. заключе­но между Россией и Казахстаном. Постоянное внимание этой проблеме уделяет Российская Федерация. Здесь приняты соответ­ствующие нормативно-правовые акты, в том числе федеральные законы, постановления правительства и др.

Непростыми в рамках СНГ являются и международно-право­вые вопросы гражданства. Все бывшие граждане когда-то единого государства после его распада оказались гражданами многих государств. Положение усугубилось и тем, что в большинстве госу­дарств Содружества не признается двойное гражданство.

19 января 1996 г. в рамках СНГ была принята Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами госу­дарств — участников Содружества. Она предусматривает предос­тавление государством-участником своим гражданам, отбываю­щим на постоянное жительство на территорию любого из этих го­сударств, упрощенного (регистрационного) порядка выхода из гражданства, а также предоставление прибывающим на постоян­ное жительство на ее территории граждан любого из этих госу­дарств права приобретения гражданства в упрощенном (регистра­ционном) порядке при наличии ряда условий.

Государства Содружества решают проблемы гражданства путем двусторонних соглашений. Так, Россия и Казахстан приняли Со­глашение об упрощенном порядке приобретения гражданства гра­жданами России, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Фе­дерацию. 23 декабря 1993 г. Россия и Туркменистан заключили Соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства, действие которого было прекращено по взаимному согласию сто­рон в апреле 2003 г. Соглашение о двойном гражданстве между Россией и Таджикистаном подписано в 1995 г.

Актуальным для граждан государств — членов СНГ остается вопрос о сохранении их права на безвизовое передвижение по тер­ритории Содружества. С этой целью 9 октября 1992 г. страны СНГ подписали соответствующее Соглашение. Начиная с 1999 г. ряд государств — членов СНГ вышли из Бишкекского соглашения, в том числе Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбе­кистан.

После этого государства Содружества стали заключать двусто­ронние соглашения по данному вопросу. Так, Россия имеет по­добные соглашения со всеми государствами СНГ, за исключением Грузии. С последней в 2001 г. был введен визовый режим, кото­рый будет отменен, когда власти Грузии на своей территории (прежде всего, в Панкисском ущелье) не будут создавать теплич­ные условия для чеченских боевиков.

Весьма тесное сотрудничество стран СНГ осуществляется в правовой области. Одним из основных документов в этой сфере является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Она гарантировала лицам, проживающим на территории государств-участников, предоставление в других государствах СНГ в отношении личных и имущественных прав такой же объем пра­вовой защиты, как и собственным гражданам, т. е. национальный режим. 7 октября 2002 г. по этой проблематике подписана новая Конвенция.

Очень важным участком сотрудничества является унифика­ция законодательства государств Содружества. Важнейшую рабо­ту на этом направлении осуществляет Межпарламентская Ас­самблея СНГ.

Среди разработанных ею модельных законов есть такие важные, как гражданский, уголовный, уголовно-процессу­альный, уголовно-исполнительный кодексы, законы об ино­странных инвестициях, о защите экономической конкуренции, о финансово-промышленных группах, об акционерных общест­вах, о государственной поддержке малого предпринимательства, об аудите, о бухгалтерском учете и отчетности, о банкротстве банков, об охране труда, о таможенном деле, о социальной защи­те населения, об охране окружающей среды и т. д.

Активно сотрудничают страны СНГ в антикриминальной облас­ти. С этой целью созданы соответствующие структуры, в том чис­ле Совет министров внутренних дел и Координационный совет ге­неральных прокуроров.

Приняты соответствующие межгосударственные программы: совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содру­жеств (1993 г.); совместных мер борьбы с организованной пре­ступностью и иными видами опасных преступлений на террито­рии государств — участников СНГ на период до 2000 г. (1996 г.); совместных мер борьбы с преступностью на период до 2003 г.

Создана соответствующая правовая база, в которую входят та­кие Соглашения, как о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики 1996 г.; о сотрудничестве в борьбе с преступ­ностью 1998 г.; о сотрудничестве в борьбе с терроризмом 1999 г., о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем 2001 г.

В рамках СНГ существует институт выдачи преступников и лиц, совершивших преступные деяния. Этот вопрос детально урегу­лирован соответствующими положениями Конвенций о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 ян­варя 1993 г. и от 7 октября 2002 г.

В силу своего геополитического положения государства — уча­стники СНГ в условиях современных международных реалий ока­зались на переднем плане борьбы с международным терроризмом. Международно-правовой основой деятельности СНГ в данной сфере являются многосторонние договоры по борьбе с терроризмом, принятые в рамках ООН, а также подписанный 4 июня 1999 г. в рамках СНГ Договор о сотрудничестве государств — уча­стников СНГ в борьбе с терроризмом.

Ярким примером антитеррористического взаимодействия го­сударств — участников Содружества можно, без сомнения, счи­тать разработанную и принятую в 2000 г. Программу государствучастников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период с 2000 до 2003 г. и решение о создании Антитеррористического центра (АТЦ) государствучастников СНГ. Впоследствии это решение было дополнено до­говоренностью об открытии филиала АТЦ в Бишкеке, призванно­го координировать конкретные меры по борьбе с международным терроризмом в регионе Центральной Азии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: