Технологический процесс паяния мягкими припоями при ремонте деталей

Мягкими припоями называются легкоплавкие припои, температура плавления которых не выше 300° С.

Применяются мягкие припои при ремонте деталей из любых металлов и сплавов в тех случаях, когда соединение не требует особой прочности (предел прочности соединения при растяжении не превышает 10—11,5 кг/мм2).

Мягкие припои представляют собой сплавы олова и свинца в различных пропорциях (табл. 40) и поэтому они называются оловянносвинцовыми припоями.

Физикомеханические свойства оловянносвинцовых припоев зависят от их состава. Большей механической прочностью обладают припои с большим содержанием олова, а наилучшие пластические свойства имеют припои с малым содержанием олова.

Флюсы получают в готовом виде. Хлористый цинк может быть приготовлен путем растворения цинка в соляной кислоте.

Технологический процесс пайки мягкими припоями состоит из трех этапов: подготовки деталей к пайке, собственно пайки и обработки деталей после пайки.

Подготовка деталей к пайке заключается в зачистке поверхностей деталей в месте соединения от загрязнения и окислов, подгонке деталей друг к другу, флюсовании и лужении места спайки.

Зачистка мест спайки деталей производится напильником или наждачным полотном.

Лужение заключается в нанесении на места спайки тонкого слоя припоя (полуды), которая обеспечивает хорошее механическое сцепление припоя с основным металлом. Пайка может вестись и без предварительного лужения.

Пайка мягкими припоями может выполняться несколькими способами: паяльником, паяльной лампой или погружением деталей в расплавленный припой.

При пайке основной металл соединяемых деталей и сам припой должны быть нагреты до температуры на 40—50° С, превышающей верхнюю критическую точку плавления припоя.

В табл. 42 приведена температура плавления мягких припоев и температура пайки этими припоями.

Процесс пайки двух деталей мягким припоем при помощи паяльника следует проводить в такой последовательности:

1. Подогнать места спайки деталей друг к другу и зачистить поверхности, подлежащие пайке.

Подгонка проводится напильником, а зачистка мест пайки — напильником или наждачным полотном.

2. Смазать очищенные поверхности деталей флюсом.

3. Плотно прижать соединяемые детали друг к другу при помощи плоскогубцев, тисков или струбцин.

4. Нагреть паяльник до температуры 300—400° С.

5. Потереть конец нагретого паяльника о нашатырь.

6. Взять концом паяльника припой, для чего необходимо, вдавливая паяльник в припой, расплавить его (расплавленный припой пристанет к паяльнику).

7. Перенести расплавленный припой, приставший к паяльнику, на подготовленные поверхности соединяемых деталей, равномерно распределяя его по шву.

При пайке необходимо стремиться к тому, чтобы слой припоя в месте спайки был как можно тоньше, так как при этом прочность соединения будет выше.

8. Зачистить шов от наплывов припоя и промыть водой для удаления остатков флюса.

При пайке пользуются паяльниками, изготовленными из меди. Вес паяльника подбирают в зависимости от величины соединяемых деталей и размеров спайки.

Паяльник в процессе пайки необходимо периодически подогревать. Нагрев паяльника производят при помощи паяльной лампы или в специальной печи. Лучше пользоваться электропаяльником, который непрерывно подогревается электрическим током и таким образом в процессе работы имеет постоянную температуру.

При пайке способом погружения подготовленные детали, плотно прижатые друг к другу, опускают в ванну с расплавленным припоем. Поверхности, не подлежащие пайке, защищают путем нанесения на них слоя мела, растворенного в воде. Способом погружения припаивают трубки к верхней и нижней опорным пластинам радиатора при ремонте последнего. Пайка мягкими припоями при ремонте автомобилей и тракторов широко применяется при восстановлении водяных и масляных радиаторов, топливных баков, бензо и маслопроводов, деталей электрооборудования. Мягкие припои используются также для подготовки (лужения) вкладышей и втулок подшипников под заливку баббитом, а в отдельных случаях мягкими припоями заделывают вмятины на деталях кузовов легковых автомобилей. Для пайки деталей из цинковых сплавов применяется припой следующего состава: свинца 32% (по весу), олова 50%, кадмия 18%. Этим же припоем можно припаивать к деталям из цинкового сплава детали из стали, меди, бронзы и латуни.

этого, спаиваемые поверхности деталей из цинкового сплава непосредственно перед пайкой смачиваются нетравленой соляной кислотой. Пайка ведется обычным паяльником. Для удаления кислоты с поверхности паяной детали места пайки промывают раствором соды, а затем теплой водой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: