Е. Содержание (эксплуатация)
Если продажа объекта не предусмотрена стратегическим планом собственника, то объект находится на эксплуатации (удержании). Удержание означает, что текущая доходность проекта обеспечивается арендным доходом. Это достигается через процедуру управления объекта (property management), в рамках которой происходят поиск и подбор арендаторов в соответствии с заданной концепцией, заключение и государственная регистрация арендных договоров, сбор арендных платежей и поддержание платежной дисциплины, удовлетворение текущих запросов арендаторов, а также комплекс мероприятий, называемых фасилити-менеджментом (техническая эксплуатация и обслуживание здания и его инженерных систем, клининг, организация контрольно-пропускного режима и общественной безопасности на объекте). Очевидно, что для получения наивысшей возможной доходности объекта за счет управления им лучше привлечь профессиональную управляющую компанию. Такая компания, получая вознаграждение в процентах от собранного арендного сбора, стремится к его увеличению, повышая тем самым капитализацию объекта. Рассмотрим некоторые аспекты взаимодействия управляющей компании с собственником объекта.
|
|
1. «Чистое» вознаграждение за управление — подразумевает, что управляющая компания получает за свою работу по организации управления некий процент от аккумулированного арендного сбора. При этом в состав «вознаграждаемых» работ, как правило, входят: поиск и привлечение арендаторов посредством рекламы и/или через риэлтерские агентства, заключение и регистрация арендных договоров, сопровождение арендных договоров, удовлетворение текущих запросов арендаторов. Уборка, техническое обслуживание, охрана и коммунальные платежи в эту сумму не входят, как не входят сюда бухгалтерское и аудиторское сопровождение, а также налоговое планирование. Обычно размер «чистого» вознаграждения лежит в пределах 10 - 15% от арендного сбора, в зависимости от сложности объекта. Такая схема взаимодействия принимается на началь-ной фазе удержания объекта (первичное заполнение арендаторами) или для «внешней» управляющей компании, отобранной по конкурсу на условиях.
Любое здание подвержено износу не столько физическому, сколько моральному: здание перестает соответствовать новым представлениям о своем функциональном назначении. Косметические, восстановительные и даже капитальные ремонты уже не могут поддерживать объект на том уровне, который изначально задавался бизнес-планом. Наступает необходимость перепозиционировать объект, или, как говорят консультанты, провести реконцепцию.
|
|
Следует отметить, что потребность в перепозиционировании может возникать не только по прошествии нескольких лет управления, но и сразу после окончания этапа строительства или же продажи.
1. Перепозиционирование в процессе строительства или сразу после его окончания производится при выявлении серьезных ошибок в самой концепции, в которой не были учтены изменения бизнес-среды, либо была дана неверная оценка предпочтений конечных пользователей или изменения градостроительной ситуации. Еще одной причиной перепо-зиционирования объекта до его вывода на рынок может стать изменение бизнес-предпочтений собственника. Известны случаи, когда собственник начинал строить бизнес-центр и уже после того, как строительные конструкции были возведены и инженерные сети проложены, решал, что лучше переделать его в торговый пассаж. Очевидно, что такие процедуры реконцепции весьма затратны.
2. Перепозиционирование в результате изменения рыночной ситуации производится в том случае, когда объект морально или физически устарел, результатом чего является снижение его доходности. Арендаторы и конечные пользователи устремляются в новые и более престижные комплексы.