Безработные - это люди трудоспособного возраста, не имеющие работы, но активно ее ищущие, готовые приступить к работе немедленно, и ожидающие начала трудовой деятельности с определенной даты. Величина безработицы измеряется показателем уровня безработицы. Уровень безработицы – это отношение численности безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах.
Различают три вида или формы безработицы: фрикционную, структурную и циклическую. Фрикционная безработица связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу. Её особенность состоит в том, что работу ищут готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации, с требующимся в экономике уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Она связана с естественными перемещениями рабочей силы и способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности. Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике. Причины структурной безработицы — несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест, и изменения отраслевой структуры экономики вследствие НТП. Структурная безработица также явление неизбежное и естественное: труктура спроса на продукцию разных отраслей постоянно меняется и постоянно меняется отраслевая структура экономики. Если в экономике существуют только фрикционная и структурная безработица, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы. Уровень безработицы при полной занятости рабочей силы носит название естественного уровня безработицы. Реальный объем выпуска, соответствующий естественному уровню безработицы, называют естественным уровнем выпуска или потенциальным выпуском. Естественный уровень безработицы может быть рассчитан как сумма уровней фрикционной и структурной безработицы. Современное название этого показателя — не ускоряющий инфляцию уровень безработицы.
Циклическая безработица — это безработица, причиной которой выступает спад в экономике, когда фактический ВВП становится меньше потенциального. Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный. Существование циклической безработицы может быть обусловлено как уменьшением совокупного спроса, так и сокращением совокупного предложения. Фактический уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение общего количества безработных (фрикционных, структурных и циклических в совокупности) к общей численности рабочей силы или как сумма уровней безработицы всех типов. Уровень циклической безработицы может быть как положительной величиной - при рецессии, когда фактический уровень безработицы выше ее естественного уровня, так и отрицательной величиной — при буме, когда фактический уровень безработицы меньше ее естественного уровня и имеет место сверхзанятость ресурсов.
Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Неэкономические последствия безработицы — это социальные, психологические и политические последствия потери работы. Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или его части в настоящем, а также в возможном снижении уровня дохода в будущем в связи с потерей квалификации и потому - уменьшении шансов найти высокооплачиваемую работу. На уровне общества экономические последствия безработицы состоят в недопроизводстве валового внутреннего продукта, относительном отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Зависимость между отклонением фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы вывел американский экономист А. Оукен. Формула, отражающая эту зависимость (закон Оукена), показывает, что, если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 процентный пункт, то фактический объем выпуска сокращается примерно на 2-3 процента по сравнению с потенциальным. Таким образом зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратную: чем выше уровень безработицы, тем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным.
Безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, что обязывает государство принимать меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общей для всех типов безработицы мерой является создание служб занятости (бюро по трудоустройству). Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают: усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест; создание специальных служб для этих целей. Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры, как создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации, а также помощь частным службам такого типа. Основными средствами борьбы с циклической безработицей выступают: проведение антициклической политики, недопущение спадов производства и массовой безработицы; создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.
Инфляция представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен, т.е. это длительный процесс, долговременная тенденция увеличения общего индекса цен. Процессом, противоположным инфляции, является дефляция — устойчивая тенденция снижения общего уровня цен. Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции, который рассчитывается как процентное отношение разницы общего уровня цен текущего года и общего уровня цен предыдущего года к уровню цен предыдущего года. В качестве показателя общего уровня цен обычно используются дефлятор ВВП или индекс потребительских цен.
Существуют разные критерии для выделения видов инфляции. В зависимости от темпа (уровня) инфляции, различают: умеренную инфляцию; галопирующую инфляцию; гиперинфляци.
В соответствии с причиной роста общего уровня цен различают два вида инфляции.
Во-первых, это инфляция спроса, причиной которой служит увеличение совокупного спроса, который может быть вызван увеличением любого из компонентов совокупных расходов или увеличением предложения денег. Именно высокие темпы роста денежной массы (эмиссии денег) с целью финансирования дефицита государственного бюджета, служит основной причиной высокой инфляции, наблюдаемой в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Увеличение совокупного спроса ведет к росту уровня цен и в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде. При этом в первом случае инфляция сочетается с ростом реального выпуска, а во втором - реальный выпуск не меняется и находится на своем естественном (потенциальном) уровне. Если рост совокупного спроса происходит за счет увеличения предложения денег, то в долгосрочном периоде проявляется принцип "нейтральности денег" - изменение предложения денег не оказывает воздействия на реальные показатели (величину реального выпуска, реальных доходов и т.п.), а меняется только уровень цен.
Во-вторых, это инфляция издержек, причиной которой является сокращение совокупного предложения, вызванное ростом издержек. Инфляция издержек ведет к стагфляции — одновременному спаду производства и росту уровня цен.
В соответствии с различиями в последствиях инфляции выделяют ожидаемую инфляцию и непредвиденную инфляцию. Общим последствием ожидаемой и непредвиденной инфляции является снижение покупательной способности денег. Покупательная способность денег — это то количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Чем выше темп инфляции, тем меньше покупательная способность денег и тем меньшее количество наличных денег хотят держать люди на руках. Это связано с тем, что люди, которые хранят наличные деньги, в период инфляции платят инфляционный налог — представляющий собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Ставкой инфляционного налога выступает темп инфляции.
Инфляция имеет серьезные издержки, величина которых определяется темпом инфляции: чем выше темп инфляции, тем издержки инфляции больше. Последствия инфляции зависят от того, является инфляция ожидаемой или непредвиденной. В условиях ожидаемой инфляции экономические агенты могут таким образом построить свое поведение, чтобы минимизировать величину падения реальных доходов. В условиях непредвиденной инфляции избежать падения реальных доходов у всех экономических агентов невозможно, поэтому специфическим последствием непредвиденной инфляции является перераспределение доходов и богатства. Непредвиденная инфляция обогащает одних экономических агентов за счет других. Доходы и богатство перемещаются: от кредиторов к должникам; от рабочих к фирмам; от людей с фиксированными доходами к людям с нефиксированными доходами; от людей, имеющих накопления в денежной форме, к людям, не имеющим накоплений; от пожилых к молодым; от всех экономических агентов, имеющих наличные деньги, к государству. Выпуская в обращение дополнительные деньги, государство тем самым устанавливает инфляционный налог на наличные деньги. Доход государства от эмиссии денег называется сеньоражем, т.е. государство покупает товары и услуги (реальные ценности), а расплачивается обесценивающимися деньгами. Однако издержки инфляции существуют и для государства. В условиях инфляции население старается затянуть выплату налогов, чтобы производить ее максимально обесценившимися деньгами, и, в результате реальная ценность налоговых поступлений уменьшается. Наиболее серьезные и разрушительные последствия имеет гиперинфляция.
В экономической политике, направленной против инфляции выделяют два подхода: адаптационный и ликвидационный.
Адаптационная политика основана на приспособлении субъектов экономики к инфляции. К числу основных адаптационных мер относятся индексация доходов и контроль за уровнем цен. Индексация доходов проводится через заключение коллективного договора с работодателем, где предусматривается корректировка заработной платы. Другими способами адаптации домохозяйств к инфляции являются - поиск дополнительных источников доходов, изменение семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п. Фирмы меняют свои политику в области финансирования деятельности и использования прибыли, предпочитая реализовывать быстроокупающиеся проекты. Нехватка собственных средств заставляет фирмы заниматься привлечением денег из внешних источников, используя схемы факторинга, лизинга и др. Предприятия стремятся иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, хранить на счетах в банке минимальные суммы денег, формируют спекулятивные запасы продукции..
В рамках ликвидационного подхода можно выделить два блока: регулирование совокупного спроса и регулирование совокупного предложения.
Долговременная политика или антиинфляционная стратегия включает в себя:
а) подавление инфляционных ожиданий. Для этого надо обеспечить как минимум два условия. Первое условие - укрепление рыночного механизма, в особенности усиление конкуренции путем поощрения малого бизнеса, либерализации внешнеторговых отношений и т.д. Второе условие - завоевание правительством доверия у населения благодаря проведению четкой и последовательной антиинфляционной политики.
б) меры по сокращению бюджетного дефицита, состоящие как в увеличении доходной части, так и в уменьшении расходной части бюджета. Как правило, останавливаются на сокращении государственных расходов.
в) мероприятия в сфере денежного обращения по установлению лимита прироста денежной массы.
г) ослабление воздействия внешних факторов, в частности посредством минимизации импорта инфляции через перелив иностранного капитала в виде зарубежных крактовременных займов и кредитов правительства.
Краткосрочная антиинфляционная политика или антиинфляционная тактика направлена на временное уменьшение темпов инфляции. Эффект возможен при расширении совокупного предложения без увеличения совокупного спроса. К мерам по увеличению предложения товаров относятся льготное налогообложение фирм, выпускающих дополнительно к основной продукции побочные товары и услуги, приватизацию части государственной собственности, реализацию государственных запасов продукции и импорт потребительских товаров. Определенного положительного результата можно добиться за счет уменьшения текущего спроса при неизменном предложении, что обеспечивается посредством повышения процентных ставок по вкладам для стимулирования более высокой нормы сбережения, удержания денежных вкладов населения в банках (например, путем замораживание вкладов), денежной реформы конфискационного типа.
Английский экономист Э.Филлипс предложил графическое изображение обратной зависимости между изменениями ставок заработной платы и уровнем безработицы. Впоследствии П.Самуэльсон и Р.Солоу видоизменили кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен. Кривая Филлипса показывает, что безработица ограничивает возможности увеличения такого элемента издержек, как заработная плата. Сдерживание роста заработной платы влияет на уровень цен. Таким образом, кривая Филлипса - это упрощенная однофакторная модель инфляции, где инфляция - есть функция безработицы.
Долгое время развитие экономик стран индустриального мира соответствовало представлениям кейнсианцев. Однако в начале 70-х годов XX века в экономике этих стран произошел одновременный рост уровня инфляции и безработицы при резком сокращении объема национального производства, что получило название стагфляции. В 80-е годы происходят обратные процессы - одновременное снижение инфляции и безработицы. Эти обстоятельства поставили под сомнение существование между безработицей и инфляцией связи, выражаемой кривой Филлипса и использование ее идей при проведении экономической политики. Причины стагфляции объясняются по-разному. Кейнсианцы настаивают на наличии кривой Филлипса, а стагфляцию связывают с имеющимися в 70-е годы шоками предложения. Тенденцию к одновременному снижению и уровня цен и безработицы в последующее десятилетие приверженцы Кейнса объясняют с помощью факторов, стимулировавших в тот период рост совокупного предложения: снижение ставок заработной платы, подрывом монополии ОПЕК, ограничением роста цен в некоторых ведущих отраслях.