Тема 12. Фискальная (налогово-бюджетная) политика

Фискальная (налогово-бюджетная) политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и(или) расходов государственного бюджета.

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию — это поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП), полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, т.е. государственные закупки, трансферты и налоги соответственно. Поэтому, более правильно называть фискальную политику бюджетно-налоговой политикой, тогда как фискальной является всего лишь одна из ряда функций налогов.

Инструменты фискальной политики применяются, прежде всего, для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей. Мерами стимулирующей фискальной политики выступают: увеличение государственных закупок; снижение налогов; увеличение трансфертов. При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмам ведет к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения, поэтому данные инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме ("перегреве" экономики), направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Мерами сдерживающей фискальной политики служат: сокращение государственных закупок; увеличение налогов; снижение трансфертов.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику, различают дискреционную фискальную политику и автоматическую фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики, что отражается в государственном бюджете.

Недискреционная фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы — это инструменты, само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при "перегреве". К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций); косвенные налоги; пособия по безработице; пособия по бедности. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период подъема. Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, отсутствует необходимость принятия правительством специальных решений для введения их в действие. Но встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискальной политики, не обеспечивая полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть — за счет действия встроенных стабилизаторов.

Фискальная политика имеют ряд достоинств, к которым относятся эффект мультипликатора, отсутствие внешнего лага (внешний лаг — это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения) и наличие автоматических стабилизаторов.

К проблем и противоречиям, снижающим эффективность фискальной политика относятся эффект вытеснения, существенное ослабление мультипликативного эффекта в условиях, близких к уровню полной занятости, наличие внутреннего лага (внутренний лаг — это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении), неопределенность (проблема идентификации экономической ситуации и проблема определения величины необходимого изменения инструментов государственной политики в каждой данной экономической ситуации) и возможный дефицит государственного бюджета.

Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами: за счет эмиссии денег (монетизация дефицита); за счет займа у населения своей страны (увеличение внутреннего долга) и за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (увеличение внешнего долга).

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что центральный банк выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами, увеличивая таким образом денежную массу. Достоинства такого способа финансирования состоят в том, что рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и объема производства. Кроме того эту меру можно осуществить сравнительно быстро. Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что он способствует инфляции.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги, продает их населению, а полученные средства использует для покрытия дефицита. Достоинства этого способа: в краткосрочном периоде это неинфляционный способ; это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и продажу государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Недостатки этого способа: по долгам надо платить. Выплата процентов по государственным ценным бумагам называется обслуживанием государственного долга; данный способ в долгосрочном периоде может обусловить высокую инфляцию; эффект вытеснения частных инвестиций. Увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к сокращению инвестиционных ресурсов и как следствие инвестиций частных фирм, в т.ч. из-за роста ставки процента по кредитам.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего займа представляет собой заимствование у других стран или международных финансовых организаций. Достоинство этого метода - возможность получения крупных сумм, если внутренний заем невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции. Недостатки этого способа: необходимость возвращения и обслуживания долга; невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга; необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания; возможность истощения золотовалютных резервов страны при дефиците платежного баланса.

В результате использования второго и третьего способов финансирования дефицита государственного бюджета образуется государственный долг.

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране. Различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг — это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций. Внешний государственный долг — это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям. Если сумма долга составляет незначительную долю ВВП (даже несмотря на его большую абсолютную величину) и экономика динамично развивается, выплата самого долга и процентов по долгу не является непосильным бременем для экономики. Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики является отношение абсолютной величины долга к объему ВВП (доля долга в ВВП) или более точный показатель отношения темпов роста долга к темпам роста ВВП. При низких темпах роста ВВП и низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Правительство не может обанкротиться, так как если оно не погашает, то рефинансирует долг. Рефинансирование заключается в выпуске новых государственных займов и появлении новых долгов для погашения старых, т.е. по сути это создание финансовой пирамиды. Кроме того, правительство может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы большого государственного внутреннего долга заключаются в следующем: снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора; перераспределяется доход от частного сектора к государственному; усиливается неравенство в доходах; рост ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций; создается угроза высокой инфляции в будущем; необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов; дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением; может появиться двойной дефицит, при котором дефицит государственного бюджета сочетается с дефицитом торгового баланса. При невозможности финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутренних сбережений приходится его финансировать за счет внешнего займа и увеличения дефицита платежного баланса.

Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания и состоят в том, что: выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж, в результате чего снижается эффективность национальной экономики; бремя выплаты долга перекладывается на будущие поколения; при хроническом дефиците платежного баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны и валютного кризиса; возникает опасность долгового кризиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: