Мультипликатор автономных расходов

Тема 6. Неокейнсианская модель макроэкономического равновесия: равновесие совокупных расходов и объема национального производства.

Равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением может быть интерпретировано как равновесие между созданным национальным продуктом (совокупное предложение) и планируемыми со стороны населения, бизнеса, и государства расходами (совокупный спрос). Модель равновесия «национальный доход—совокупные расходы» («доходы—расходы» или т.н. «кейнсианский крест») является достаточно востребованной, в частности для определения влияния на национальный доход изменения каждой из составляющих совокупных расходов.

Равновесие на рынке благ в кейнсианской модели достигается только тогда, когда планируемые расходы равны национальному продукту. При построении модели «доходы—расходы», используются следующие функции: функция совокупных расходов, функция потребления, функция сбережения, функция инвестиций, функция государственных расходов,функция чистого экспорта.Относительно последних двух функций требуется сделать некоторые уточнения. Государственные расходы — это прежде всего денежные средства на закупки государством на рынках благ. Для стран с рыночной экономикой размеры государственного бюджета, его расходных статей бюджета известны на год вперед. Их считают величиной автономной. Чистый экспорт — это сальдо торгового баланса страны. На величину чистого экспорта также воздействует комплекс разнообразных причин, среди которых важнейшие — курс национальной валюты, величина издержек и цен в странах, торгующих друг с другом, конкурентоспособность производимых товаров. Чистый экспорт также рассматривается как величина постоянная.

Величина равновесного национального дохода в данной модели определяется сопоставлением функции планируемых расходов и функции, отражающей все возможные варианты макроэкономического равновесия.

В случае превышения объемов производства над планируемыми расходами фирмы столкнутся с трудностями реализации, и вынуждены будут сокращать производство до выравнивания совокупного спроса и совокупного предложения, и наоборот. Фактические инвестиции могут включать в себя как запланированныеинвестиции, так и незапланированные,которыеотражаются в изменении товарно-материальных запасов и выполняют функцию выравнивающего механизма.

Важный вывод, следующий из этой модели: расходы определяют уровень производства, т.е. чем больше совокупный спрос, тем больше равновесный объем национального дохода (продукта).

Помимо случая, когда равновесный и потенциальный объемы равны между собой, возможны еще две ситуации:

1) равновесный объем производства меньше потенциального, что именуется рецессионным разрывом;

2) равновесный объем производства больше потенциального или инфляционный разрыв.

Рецессионный (дефляционный) разрыв — это ситуация, при которой совокупные расходы недостаточны для достижения объема производства на уровне полной занятости, и равновесие устанавливается на уровне, далеком от потенциального. Выходом из подобной ситуации может быть стимулирование спроса, и, прежде всего такой его составляющей, как инвестиции. Противоположная экономическая ситуацияинфляционный разрыв, когда совокупные расходы превышают доход. Спрос на товары превышает размеры того, что экономика может произвести, в результате начинают расти цены.

Для определения равновесного объема производства также можно использовать модель «сбережения — инвестиции» («изъятия-инъекции»). Если не принимать во внимание участие в экономике государства и внешней торговли, то и инвестиции, и сбережения можно рассматривать как разницу между национальным доходом и потреблением. В условиях макроэкономического равновесия сбережения должны быть равны инвестициям. При объеме производства больше равновесного происходит превышение уровня сбережений, который ожидают производители, что означает сокращение потребления и, как следствие, снижение фирмами производства и выпуска продукции. Аналогично нестабильной будет и противоположная ситуация — сокращение сбережений ведет к увеличению объема выпуска.

На практике для поддержания нормального функционирования экономики необходимо иметь механизм, который бы аккумулировал сбережения и направлял их на инвестиционные цели, способствуя тем самым достижению одного из условий макроэкономического равновесия — равенства между инвестициями и сбережениями. Данную задачу призваны выполнять финансовые структуры (институциональные инвесторы), входящие в денежно-кредитную систему общества.

Любое изменение расходов, составляющих совокупный спрос, — потребительских, инвестиционных, государственных приводит в действие т.н. мультипликативный процесс, выражающийся в превышении приращения реального национального дохода над приращением автономного спроса. Мультипликатор можно определить как коэффициент, показывающий, на сколько возрастет равновесный доход при увеличении совокупного спроса. Мультипликатор действует так: любые дополнительные расходы становятся в экономическом кругообороте доходами тех лиц, которые реализуют товары или услуги. На следующем витке экономического кругооборота эти доходы могут вновь стать расходоми, увеличивая тем самым совокупный спрос на товары и услуги. Чем большая часть дополнительных доходов идет на потребление и меньше на сбережения, тем больше величина мультипликатора, при увеличении доли сбережений и уменьшении доли потребления в приросте дохода данный коэффициент становится меньше.

Потребление и сбережения в обычных условиях «пассивно» приспосабливаются к изменению уровня национального дохода. Поэтому особую значимость эффект мультипликатора имеет в тех случаях, когда изменения происходят в инвестиционных или государственных расходах. Инвестиционные и государственные расходы могут использоваться как непосредственные рычаги влияния на объем национального производства, обеспечивающие экономический рост.

Модель «сбережения — инвестиции» может быть использована для иллюстрации так называемого «парадокса бережливости». Представители классической теории доказывали, что увеличение сбережений благоприятно сказывается на экономическом положении как отдельных граждан, так и страны в целом. Увеличение сбережений должно способствовать увеличению инвестиций и вести к росту национального дохода. Кейнс указал, что при определенных условиях увеличение сбережений может приводить к нежелательным последствиям для экономики. Увеличение населением сбережения при прочих равных условиях сокращается потребление и совокупный спрос, а следовательно, и равновесный объем производства и занятость. Парадокс заключается в том, что это означает и снижение дохода, из-за чего желание увеличить сбережения не окажет в конечном итоге влияния на их величину. Фактический уровень сбережений может и не измениться. Уменьшение дохода, происходящее вследствие несовпадения планируемых сбережений и инвестиций, может быть достаточно ощутимым из-за снижения дохода на величину, пропорциональную мультипликатору.

Таким образом, согласно кейнсианской концепции равновесие на рынке благ зависит от величины совокупных расходов. Изменения в составляющих совокупный спрос расходах — в потреблении, инвестициях или государственных расходах оказывают мультиплицированное воздействие на национальный доход. Причем главную роль в этом процессе выполняют инвестиции.





Подборка статей по вашей теме: