Тема 17. Особенности переходной экономики: либерализация цен, приватизация собственности, инфраструктура хозяйствования, структурная перестройка экономики

Страны с переходной экономикой — это 28 стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно планируемой к рыночной экономике. Иногда в эту группу стран включают также Монголию, Китай и Вьетнам. Общими чертами экономического развития стран с переходной экономикой являются:отказ от централизованного планирования и регулирования экономического развития; повышение степени открытости экономики (либерализация); приватизация государственной собственности; использование таких факторов экономического роста, как расширение частного сектора, привлечение иностранных инвестиций, структурная перестройка экономики, борьба с инфляцией, перестройка валютной системы и др.; сокращение объемов национального производства; переориентация внешнеэкономических связей на Запад.

В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, т. н. экономика переходного периода. Это смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. Таким образом, переходная экономика – это экономика, в которой происходит относительно длительный процесс распада старой экономической системы и формирования элементов нового экономического строя. Поскольку преобразование административно-командной системы означает замену ее качественно иной (рыночной), то такого рода трансформацию следует называть системными реформами.

Наиболее распространено деление системных преобразований на две модели (варианта): радикальные реформы («шоковая терапия») и постепенные реформы («градуалистический подход»). Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства.

Под радикальными системными реформами (в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы, в классической форме — в Польше) имеются в виду решительные, широкие и быстрые преобразования, нацеленные на скорейшее создание базы рыночной экономики. Постепенные системные реформы означают более длительный и менее радикальный путь преобразований, эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов. Госсектор не подвергается стремительному демонтажу, а постепенно передает большую часть своих полномочий вновь создаваемому предпринимательскому. (Китай и в немалой степени Венгрия).

Неолиберальная модель (монетаризм) опирается на следующие макроэкономические постулаты:

• либерализация цен на все товары и услуги, т. е. снятие государственного контроля за ценами и переход к свободному ценообразованию в соответствии с законом спроса и предложения;

• сжатие денежной массы как основной способ борьбы с инфляцией;

• изменения в отношениях собственности, которые виделись как движение в одну сторону — разгосударствление, приватизация;

• формирование рынка и рыночной инфраструктуры на основе разгосударствления экономики;

• демонополизация экономики, прежде всего устранение всех форм государственного монополизма;

• открытость национального рынка перед мировым рынком;

• конвертируемость нацилнальной валюты на основе системы плавающего курса валют.

Монетаристы выступают за решение всех экономических проблем методами макроэкономической денежно-кредитной политики посредством регулирования денежной массы и ставки процента, относясь с предубеждением к кейнсианским рецептам, связанным с таким инструментом фискальной политики, как государственные расходы.

Выбор пути перехода к рыночной экономике зависит от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др. Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой, и связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимисяструктурными диспропорциями.

Реформирование градуалистскими методами требует осмотрительности, настойчивости и постоянного контроля над осуществляемыми процессами. К недостаткам этого метода можно отнести немалый срок, в течение которого государственные органы обязаны управлять процессом. Создаваемый в рамках плановой экономики рыночный сектор является «инородным телом» и неизбежно будет отторгаться господствующими нерыночными отношениями. К достоинствам градуалистского метода можно отнести его хорошую управляемость, в результате чего экономика не несет потерь, сопровождающих метод «шоковой терапии».

Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему:

во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора;

во-вторых, стремительный переход к свободному ценообразованию в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию;

в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

В подавляющем большинстве стран реформирование сопровождается неблагоприятными резкими социальными и экономическими трансформациями.

Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.

1. Либерализация экономики — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.

2. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства

3. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды – это создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль, регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий.

4. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики — развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

5. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции, длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.

6. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения, система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.





Подборка статей по вашей теме: