Двигатель для автомобиля и автомобиль для двигателя

Первые автомобили появившиеся в конце XIX века для большинства населения были чем-то нереальным, фантастическим, недостижимым и весьма непрактичным. Одна половина населения считала их забавной диковинкой, вторая – дымной, грохочущей и весьма опасной машиной. Действительно, несовершенство автомобилей тех лет давало предостаточно оснований для недоверия и отрицательных оценок.

О том, чтобы рассматривать первые автомобили в качестве транспортного средства не могло быть и речи. Слишком ненадежными и хлопотными они были в эксплуатации. Вплоть до XX века, ставшего «золотым веком» для автомобилей, их рассматривали не более как экипаж для прогулок или торжеств, спортивный снаряд для гонок или занятную механическую безделушку. Например, в США вплоть до 20-х годов XX века официально упоминали об автомобиле как о «плежер-кар» – повозки для удовольствий.

Интересно узнать, каким же в те годы, по мнению специалистов, должен был быть настоящий автомобиль. Вот как его описывал авторитетный американский журнал «Мотор Эйдж» в 1900 году:

«Это красивый, стильный экипаж, который может быть запущен в ход мгновенно и без предшествующих трудоемких приготовлений. Он может быть мгновенно остановлен, может двигаться с любой скоростью вплоть до 25 миль в час (40 километров в час), полностью контролироваться любым лицом без специального обучения, двигаться по неровным улицам и дорогам, преодолевать крутые подъемы, словом выполнять все, что выполняет лошадь или упряжка лошадей с экипажем, и выполнять это более удовлетворительно, с меньшими затратами, и в то же время не имеет дефектов, присущих лошади и новых собственных дефектов».

Ни один из существующих в те годы автомобилей не соответствовал этим требованиям. Любые, даже самые непродолжительные поездки тех времен считались большим событием, особенно если они заканчивались благополучно. Представим себя на некоторое время владельцем автомобиля конца XIX века. Итак, мы решили совершить поездку. В начале мы столкнемся с длительной процедурой подготовки нашего автомобиля к путешествию. Она не менее сложная, чем запуск паровой машины.

Первое, что необходимо нам сделать, это соединить глушитель с выхлопной трубой резиновым шлангом и заполнить бак бензином. Где его взять? Ну, конечно же, в аптеке, ведь именно там можно было купить бензин на заре автомобилестроения.

Итак, бак заполнен и теперь можно вставить провод зажигания в розетку. После этого открываем кран подачи топлива и регулируем иглу карбюратора, так чтобы топливо не переливалось. Естественно эту операцию делаем без специальных приборов, а так – «на глазок». Теперь изо всех сил вращаем заводную ручку. Не спорю – тяжело, ведь стартер к этому времени еще не изобрели.

Стартер (образовано от английского слова «start» – начинать, пускать в ход) – устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания. Могут быть электрическими, пневматическими, механическими.

Приоткрываем декомпрессионный краник, чтобы устранить сжатие воздуха в цилиндре. После этого делаем еще десяток поворотов заводной ручки, пока двигатель не отзовется долгожданной вспышкой. Если двигатель так и не заработал, придется выворачивать свечу зажигания, тщательно ее промыть и высушить, а из карбюратора вылить накопившееся там, за время наших неудачных попыток, топливо. Но будем считать, что нам повезло – двигатель заработал, и мы можем отправляться в путешествие.

Трехколесный автомобиль Бенца образца 1886 года. Он стал первым в мире автомобилем, запущенным в промышленное производство. Его двигатель рабочим объемом 1,7 литра располагался горизонтально. Сзади выступал огромных размеров маховик. На заре автомобилестроения этим «монстром» управляли, как правило, с помощью Т-образного руля

Взобравшись в кресло шофера, мы облегченно переводим дух. И напрасно, хотя наши дальнейшие действия напоминают управление современным автомобилем, мучения еще не закончились. Поворот руля требует десятикратного приложения силы, а вместо привычных педалей мы обнаруживаем множество ручек, которыми надо отрегулировать подачу топлива, угол зажигания. Кроме этого, время от времени необходимо подкачивать насосом топливо в карбюратор. В дополнение ко всему, через несколько метров мы обнаруживаем, что двигатель установленный на нашем автомобиле настолько слаб, что даже при небольших подъемах приходится спрыгивать на землю и идти рядом, а иногда даже подталкивать нашего колесного друга.

Сомневаюсь, что после такой прогулки вам захочется в ближайшее время повторить ее еще раз. Поэтому не удивительно, что, например, в США в 1900 году только 20 процентов выпущенных автомобилей были бензиновыми, а остальные паровыми и электрическими.

Прошли годы, прежде чем двигатель внутреннего сгорания избавился от всех перечисленных выше недостатков. Он стал соответствовать нашему представлению об автомобиле, но вот соответствовал ли ему сам автомобиль? Ведь кроме двигателя он состоит еще из множества важных узлов.

Первая автомобильная выставка в Германии открылась в 1898 году в Лейпциге.

На заре автомобилестроения существовало весьма ошибочное мнение – если взять двигатель и приспособить его к обыкновенному конному экипажу, то он сможет двигаться без лошади. Однако после первых же попыток поняли, что это не так. Управление автомобилем во многом отличается от управления лошадью. Вожжи, доставшиеся в наследство от конного экипажа для этого не подходили. Сколько за них не тянули, машина поворачивать отказывалась. Пришлось разрабатывать рулевой механизм. Вслед за ним последовала коробка передач, предназначенная для изменения скорости движения. Она представляла собой ось с насаженными на нее валиками различного диаметра. Перекидывая ремень с одного валика на другой шофер добивался от машины необходимой скорости движения.

Первоначально двигатель прятали под сидением водителя. Со временем мощность моторов возросла, а вместе с ней возросли и размеры. К тому же двигатель во время работы сильно перегревался и поэтому требовал постоянного воздушного охлаждения. Положение спас главный конструктор французской фирмы «Панар-Левассор» – Эмиль Левассор (1844-1896). Он предложил новую, привычную нам, компоновку автомобиля при которой двигатель и радиатор охлаждения крепились спереди.

Еще одним ценным приобретением для автомобиля стали шину накаченные воздухом. Они способствовали уменьшению давления автомобиля на почву почти в полтора раза, удлиняли срок его службы, делали поездку более комфортной и позволили автомобилю передвигаться с большей скоростью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: