double arrow

Рождение автомобиля

Первые автомобили

Лекция 4

1. Рождение автомобиля.

2. Двигатель для автомобиля и автомобиль для двигателя.

3. Автомобили Бенца и Даймлера.

4. Первый автомобиль России.

5. Франция перехватывает инициативу.

6. Англия берет реванш.

7. Эволюция парового мотоцикла.

Итак, на улицах городов различных стран мира стали появляться первые автомобили с двигателем, работающим на бензине. Они легки и просты в управлении, необычны, но в тоже время не лишены изящества. Они уже стали привычны горожанам и не вызывают суеверного страха. Но кто же является их изобретателем?

Единое название для новой машины – автомобиль удалось определить не сразу. Ее продолжали величать то безлошадной повозкой, то мотором, то самоходом, и даже самокатом. После долгих споров сошлись на автомобиле – от греческого слова «аутос» (сам) и латинского «мобилис» (двигаюсь).

В наше время единство в названии вновь потеряно. Во Франции автомобиль называют по-старинному – «вуатюр», в Германии – «ваген», а в Англии и США – «кар». Так как конные повозки теперь уже большая редкость, услышав эти названия все понимают, что речь идет не о них.

Попытка ответить на этот вопрос едва не закончилась скандалом. Все дело в том, что на почетное звание изобретателя автомобиля претендовало 416 изобретателей из различных стран мира. Справедливости ради следует отметить, что действительно каждый из них имел патент, оформленный на изобретение автомобиля. Группе ученых-патентоведов пришлось кропотливо разбираться в представленных кандидатами документах.

Австриец Зигфрид Маркус жил тихой, незаметной жизнью. Он не гнался ни за чинами, ни за славой, единственное, что его действительно увлекало в жизни – идея создания самодвижущегося экипажа. И это не удивительно, сотни людей во всем мире мечтали об этом. В конце XIX века развитие промышленности, торговли, сельского хозяйства вызывало потребность в новой, скоростной и поворотливой транспортной машине. Она не должна была зависеть ни от рек, как пароходы, ни от рельс, как паровозы. В Германии изобрели двигатель внутреннего сгорания, он не нуждается в громоздком котле и топке, и развивает большую мощность. Остается только использовать его...

Но одного желания, как оказалось мало. Необходимы еще знания и опыт. К сожалению, Маркус занимая должность чиновника, не имел ни того, ни другого. В результате созданная им безлошадная повозка не в состоянии была ездить без лошади. Изобретение не удалось, но в дело включилась политика. Ведь родина Маркуса – Австро-Венгрия, как и другие страны мира, должна была иметь своего изобретателя автомобиля. Вскоре была сочинена легенда, которая облетела все газетные страницы, о превосходных технических характеристиках «безлошадного экипажа» Маркуса. Естественно такого человека нельзя было признать изобретателем автомобиля и претензии Маркуса на этот титул отклонили.

Самое удивительное в истории с автомобилем Маркуса то, что в Техническом музее Вены (Австрия) до сих пор можно увидеть эту механическую повозку и табличку около нее: «Повозка Маркуса. 1875 год. Одноцилиндровый, четырехтактный бензиновый двигатель. Готова к действию». Очевидно, даже заключение компетентной патентной комиссии не смогло убедить правительство Австрии в обратном.

Другой кандидат на звание изобретателя автомобиля жил в Америке. Звали его Джордж Селден, и по иронии судьбы он тоже был государственным чиновником, как и Маркус. Кстати его самоходного экипажа тоже никто не видел в действии. Однако Селден, хорошо знакомый с законом об изобретательстве еще в 1879 году подал заявку на патент, не построив, а лишь описав автомобиль.

Объектом патента был легкий дорожный экипаж, приводимый в движение двигателем внутреннего сгорания. Первоначально Селден не торопился с получением патента – в этом не было реальной финансовой выгоды. И лишь когда построение автомобиля оснащенного бензиновым двигателем стало очевидным, основываясь на приоритетной дате подачи заявки, Селден получил патент, дающий ему право требовать плату за его использование с каждого производителя автомобилей с бензиновым двигателем. Для эксплуатации прав, вытекающих из патента, Селден организовал синдикат и потребовал размещать на каждом автомобиле табличку, свидетельствующую об оплате.

Предмет патента Селдена был описан следующим образом: «Производство безопасного, простого и дешевого самоходного дорожного экипажа, легкого, с простым управлением и достаточно мощного для преодоления обычных уклонов». В 1879 году, когда Селден подавал свою заявку на патент, автомобиль был почти неизвестным устройством. В момент выдачи патента, в 1895 году, они уже были известны повсеместно. Если кто и не ездил на экипаже с двигателем внутреннего сгорания, то видел его на дороге или слышал о нем. Естественно, что уже были известны и наиболее общие принципы передвижения автомобилей.

Множество автоконструкторов США, работая над своими машинами, были удивлены, когда узнавали, что механизм построенный их руками на основании собственных замыслов и технических идей, оказывался запатентованным человеком, который никогда не построил реально действующего автомобиля. Произошло это потому, что патентное ведомство разрешило на основании заявок о приоритете выдавать, так называемый, «комбинированный патент», который гласил, что его предметом является: а) экипаж с кузовом и всеми механическими устройствами и рулевым колесом; б) экипаж с механическим приводом; в) экипаж с двигателем.

Это было сделано в таких выражениях, что любой экипаж с бензиновым двигателем попадал под это описание, а, следовательно, автоматически считался изобретенным Селденом. И когда в США началось серийное производство автомобилей, многим заводчикам пришлось покупать для этого патент.

Автомобиль Леон Болли Вуатюретт, Франция. 1896 г: двигатель воздушного охлаждения в 640 см3 позволял развить скорость до 20 миль/час (32 км/час). Трехколесная двухместная машинка не имела подвески. В трансмиссии применялась ременная передача.

Как и следовало, было ожидать, заявка Селдена на звание изобретателя автомобиля тоже была отклонена. Удалось доказать, что построенная по такой схеме машина не автомобиль, а повозка с моторизованным передком – ее двигатель смонтирован на передней оси, поворачивается вместе с ней и вращает передние колеса. К тому же Селден использовал в качестве двигателя мотор типа «Брайтон», а не «Отто», как все автомобили.

В некоторых книгах можно встретить упоминания о французском математике Эдуарде Деламаре-Дебутвиле (1856-1901) как об изобретателе автомобиля. В этой связи во Франции даже столетие автомобиля отмечали в 1984 году вместо всемирно принятого 1986 года. В доказательство приводят взятую из патентной заявки схему обыкновенной конной повозки с установленными на ней механизмами. Но такого «автомобиля» нет ни в одном музее мира. Скорее всего, речь опять идет о стремлении патриотов похвалиться «своим» изобретателем автомобиля.

10 ноября 1885 года Готтлиб Даймлер совершил первую поездку за рулем собственноручно сконструированного самодвижущегося экипажа, названного «Рейтваген». Это был даже не автомобиль, а скорее трехколесный мотоцикл, который создатель тут же запатентовал.

Ни Маркус, ни Селден, ни тем более Деламар-Дебутвиль, как впрочем, и остальные 411 кандидатов не были признаны изобретателями автомобиля. Историческая справедливость восторжествовала и ими стали люди, действительно бывшие первыми – немцы Готтлиб Даймлер и Карл Бенц. Официальным годом рождения автомобиля был принят год, в который изобретатели независимо друг от друга получили патенты – 1886 год.

Удивительное в этой истории еще и то, что два великих изобретателя жили в соседних городах, но никогда не встречались, хотя созданным ими фирмам было суждено в 20-х годах XX века слиться в известную всем компанию «Даймлер-Бенц».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: