Создание марки
Оно начинается с нахождения идеи (обещания, послания, сообщения). Идея, как правило, формируется на основе поиска выгод, ценностей, ожиданий потребителя.
Вторым шагом создания товарной марки является перевод идеи в коммерческое название. Здесь возможно использование метода заимствования и метода составления новых слов.
Наименование марки должно иметь свою неповторимую идентичность и удовлетворять определенным требованиям. В частности, отражать характер товара, качество товара, не походить на другое обозначение и фигурировать как самостоятельный образ, быть кратким, легко произносимым и легко запоминающимся.
Процедуры тестирования наименования марки основаны на ассоциативности, запоминании, предпочтительности, а также отсутствии двусмысленности и т. д.
При выборе названия торговой марки следует добиваться соответствия с ее позиционированием. Если производитель хочет подчеркнуть элитность своего продукта, то название марки должно подразумевать высокое качество или хотя бы не содержать намеков на низкое.
|
|
Название торговой марки должно обладать следующими необходимыми качествами:
• содержать указание на преимущества товара. Пример: шампунь Sunsilk (солнечный шелк);
• говорить о каком-нибудь качестве, скажем о назначении товара. Примеры: серия средств по уходу за волосами Nivea Hair Care;
• легко произноситься, запоминаться и узнаваться; короткие названия имеют преимущество перед длинными. Пример — Tide;
• должно быть характерным. Примеры: Mustang, Kodak;
• не должно иметь неудачных значений на других языках и в других странах. Пример: "Неудачные названия продуктов на российском рынке: "Pukala" (чай), "Uroda" (косметика),
Создатели торговых марок используют набор инструментов для проектирования и усиления имиджа торговой марки. Сильные торговые марки обычно имеют ключевое слово, рекламную формулу, цвет, эмблему и набор историй.
Ключевое слово. Упоминание торговой марки на целевом рынке должно вызывать в сознании покупателя ключевое слово, желательно одно и то же, например:
Volvo — «безопасность»;
Kodak — «пленка».
Основная цель – выделить товары или товарные группы по их полезности (ценности) для потенциальных потребителей. Различают:
• продуктовые марочные стратегии (индивидуальные марки);
• стратегии марочного расширения (корпоративные марки, зонтичные марки).
Продуктовая марочная стратегия – присвоение каждому выпускаемому предприятием товару индивидуального марочного названия. Эта стратегия используется, когда товары предназначены для разных рыночных сегментов, и основана на уникальном рыночном позиционировании отдельных товаров.
|
|
Например, фирма Electrolux выпускает бытовую технику для состоятельных покупателей под маркой AEG, для среднего класса – под маркой Electrolux, для менее обеспеченных – под маркой Zanussi. Такой подход позволяет снизить риск для имиджа компании на рынке, если товар потерпит неудачу, поскольку негативный опыт не будет напрямую связан с названием самой компании.
Стратегии марочного расширения:
• корпоративные марки – стратегия использования одного наименования марки для всех товаров, выпускаемых компанией (например, ЗИЛ – марка и холодильников, и грузовиков, Christian Dior – одежды, косметики, парфюмерии);
• зонтичные (семейные) марки – стратегия, когда товару присваивается марочное название, состоящее из корпоративного и индивидуального (например, Opel Corsa, Opel Astra и т. д.).
Плюсы стратегии марочного расширения в том, что положительный опыт от использования одних продуктов данной марки потребитель переносит на другие товары компании. Снижаются расходы на рекламу, стимулирование сбыта, повышается узнаваемость марки. К недостаткам этой стратегии можно отнести тот факт, что если компания выпускает слишком большое количество разных товаров, то происходит «размывание образа марки».
При использовании этой стратегии для выпуска новых товаров необходимо учитывать, сможет ли потребитель перенести положительный опыт от использования продукции компании на ее новый товар. Например, компания BIG, производящая одноразовые ручки и зажигалки, потерпела неудачу, когда приняла решение выпустить под своим марочным названием духи.