Каждый новый товар через какой-то период времени устаревает, т. е. можно говорить о неком периоде жизни товара, выведенного на рынок. Этот период определяется размером спроса на товар. Было обнаружено, что спрос на товары изменяется определенным образом и графически может быть изображен в виде s-образной кривой, которую назвали кривой жизненного цикла товара (рис. 1). В маркетинге концепция жизненного цикла товара получила широкое распространение.
Рис. 1. Этапы жизненного цикла товара
Выделяют следующие этапы, через которые проходит на рынке новый товар.
/. Внедрение (выведение) на рынок – медленный рост спроса (объемов продаж) по мере выхода товара на рынок, большие затраты, прибыли нет.
2. Рост – темп роста объемов продаж увеличивается, быстрый рост прибылей, снижение издержек.
3. Зрелость – темп роста объемов продаж замедляется, целевую группу в этом случае составляет большинство потребителей, прибыль стабилизируется, из-за снижения цен слабейшие конкуренты уходят с рынка.
4. Спад – падение спроса на товар (падение сбыта) и снижение прибылей, постепенный уход товара с рынка.
Для каждой стадии жизненного цикла характерны свои особенности маркетинговой среды, свои маркетинговые цели, стратегии и программы.