Появление пулеметных автомобилей

Автомобили в Первой мировой войне

Военные автомобили

Лекция 7

1. Автомобили в Первой мировой войне.

2. Броневик – это защита + автомобиль.

3. Вторая мировая – война моторов.

4. Двухколесный «воин».

5. Автотранспорт для пехоты.

Можно сказать, что с самого рождения и по сегодняшний день автомобиль находится на бессрочной службе в армии. Ведь это именно ему обязаны своим появлением броневики и бронеавтомобили периода Первой и Второй мировых войн, нынешние бронетранспортеры и другая боевая колесная техника.

Правда, в современной армии автомобили в основном выполняют в большинстве случаев прозаическую повседневную транспортную работу и непосредственно не участвуют в боевых операциях, предоставляя это специализированным машинам на их базе – броневикам. Самые обычные грузовики без какой-либо броневой защиты, порой даже не снабженные средствами повышения проходимости, тоже не раз «надевали военную форму». Вы, наверное, знаете про легендарные реактивные многозарядные установки на шасси обычных грузовиков, любовно называемые в народе «Катюшами». Но ими вовсе не ограничивается ряд автомобильной техники подобного назначения. «Катюши», воздвигнутые на постаментах в память о минувшей войне – лишь наиболее яркий символ боевого применения автомобиля.

Впервые самоходную колесную машину вывели на поле сражения англичане. Это произошло в 1899 году во время войны с бурами в Южной Африке. Конструктор Ф. Симмс взял за основу легкий четырехколесный одноместный автомобиль «Де Дион-Бутон» с одноцилиндровым двигателем в 1,5 л.с., скорее напоминавший два сочлененных и снабженных мотором велосипеда, и установил на нем спереди пулемет «максим» – новинку тех лет. Именно это эфемерное сооружение положило начало рождению новой боевой единицы – «пулеметного автомобиля». В дальнейшем обычные автомашины с пулеметом на борту участвовали в различных боевых операциях. Они обладали неплохой по тем временам скоростью, а на наиболее мощных из них ухитрялись даже перевозить до взвода солдат.

Пулеметный автомобиль был не единственным изобретением Симмса. В 1902 году талантливый англичанин построил бронированный грузовик с двигателем внутреннего сгорания.

В России на белостокских маневрах 1897 года и на курских 1902 года применялось также несколько типов автомобилей с бензиновыми двигателями. Во время русско-японской войны 1904-1905 годов на дальневосточном театре военных действий при штабе главнокомандующего русских войск генерала Куропаткина имелось 11 легковых машин, эпизодически используемых для поездок высших офицеров.

Позже в русской армии от использования единичных автомобилей стали переходить к созданию специальных автоподразделений. Первыми такими подразделениями были автомобильные команды при железнодорожных батальонах, организованные в 1910 году.

В период Первой мировой войны в России практически не существовало своей автомобильной промышленности, если не считать Рижского завода «Руссо-Балт», производственные мощности которого не могли удовлетворить все потребности фронта.

К началу Первой мировой войны ведущие капиталистические страны – США, Англия, Франция, Германия – имели хорошо развитую автомобильную промышленность. Парк автомашин в этих странах был довольно внушительным, однако в армиях названных государств автомобилей было крайне мало, роль их явно недооценивалась. Так, накануне войны в Англии насчитывалось 246 тысяч автомобилей, а в армии было всего 93 штуки; во Франции – соответственно – 101 тысяча и 170, в Германии – 57 тысяч и 80.

Во всех армиях автомобилями пользовались для разных целей, но везде – для перевозки припасов и прочих грузов. Пробовали строить самоходные зенитные установки, однако они представляли собой обычные орудия, установленные на платформе грузовика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: