Цены в рыночной экономике

В современной экономической системе ориентируют главным образом на рыночные отношения ответы на вопросы: что производить?; как производить?; для кого производить? Поэтому рыночную экономику также называют ценоуправляемой рыночной экономикой.

В современной рыночной экономике выделяют три основные функции цен:

1. Цены ограничивают потребление редких ресурсов.

Чем реже ресурс – тем выше он оценивается обществом и, следовательно, тем выше его рыночная цена. Высокая цена ресурса определяет и высокую рыночную цену товара, получаемого из данного ресурса. Что очевидно ограничивает потребление товара и тем самым потребление редкого ценного ресурса. Э та функция называется «ограничивающий эффект цен».

2. Цены являются мотивацией для производства.

Рост рыночных цен привлекает в данную отрасль потенциальных производителей и тем самым объем выпуска и предложение товара увеличивается. И наоборот, уменьшение рыночных цен выталкивает часть производителей из отрасли и, тем самым, объем выпуска и предложение товара уменьшается. Рост или падение рыночных цен заставляет производителей изменять объём выпуска товаров и услуг. Эта функция называется «функция мотивации производства».

Замечание: необходимо отличать понятие рыночной цены товара от стоимости товара. Так как производители товаров и услуг по-разному реагируют на изменение рыночной цены и стоимости товара.

Рыночная цена товара переделяется непосредственно на рынке и зависит орт соотношения объема спроса и предложения товара и как следует из функции цены «мотивация производства» между рыночной ценой товара и его производством и предложением на рынке существует прямая зависимость.

Стоимость товара определяется я всеми затратами которые несет производитель и в частности это цены на ресурсы и налоги. Увеличение цен на ресурсы (например, увеличение номинальной заработной платы) и налогов приводит к росту издержек на единицу продукции, уменьшение прибыли и в результате объем выпуска и предложения товара сокращается. Снижение цен на ресурсы и налогов приводит к противоположному результату. Таким образом, зависимость между стоимостью товара, его производством и предложением является обратной.

3. Уравновешивающая функция.

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решение о купле - продажи синхронизируется (совпадает).


Простейшая модель функционирования основных капиталистических рынков, кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.

Процесс производства и реализации восполняется в полном масштабе – поэтому кругооборот.
Каждая из групп экономических единиц возвращает свои деньги.
Равенство: совокупная стоимость всех товаров и услуг в точности равна доходу, который получили домохозяйства от продажи ресурсов.

Процесс кругооборота начинается в верхней половине схемы, на рынке ресурсов, где домохозяйства предлагают предприятиям различные факторы производства.
Так как предпринимателям необходимы ресурсы для производства товаров и услуг, то фирмы предъявляют спрос на ресурсы.
Взаимодействие спроса и предложения на огромное множество людских и материальных ресурсов устанавливает цену каждого ресурса.

Платежи, которые производят предприятия, покупая ресурсы, представляют собой издержки производства этих предприятий. Но одновременно эти издержки образуют потоки доходов домохозяйств, поставляющих ресурсы, то есть потоки заработной платы, ренты, процентов и прибыли.

В нижней половине схемы показаны сделки, совершаемые на рынке продуктов. Денежный доходы, полученные домохозяйством от продажи ресурсов, реальной ценности не имеют, поэтому в процессе расходования денежного дохода, домохозяйства выражают свой спрос на бесчисленное множество товаров и услуг. Одновременно предприятия соединяют приобретенные ими ресурсы для производства и предложения товаров и услуг на том же рынке продуктов.
(В данном случае «предприятия» следует рассматривать просто как организационную схему, соединяющую в себе четыре основных фактора производства).

При взаимодействии решений предприятий и домохозяйств о предложении и спросе на товары и услуги устанавливаются цены товаров и услуг. С точки зрения предприятий, поток потребительских расходов на товары и услуги образует выручку или доходы предприятий от продажи или готовой продукции.

Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов демонстрирует сложное взаимосвязанное переплетение процессов принятия решений и экономической деятельности.
Следует отметить, что и домохозяйства и предприятия выступают на обоих основных рынках, но каждый раз на противоположных сторонах. На рынке ресурсов предприятия выступают как покупатели, то есть на стороне спроса, а домохозяйства как владельцы и поставщики ресурсов, то есть на стороне предложения. На рынке продуктов их роли меняются, теперь домохозяйства становятся покупателями товаров и услуг и находятся на стороне спроса, а предприятия находятся на стороне предложения как продавцы готовой продукции. Каждый из этих двух групп экономических единиц и покупает, и продает.
Сделки, показанные в этой модели кругооборота, указывают на проблему редкости. Поскольку домохозяйства располагают лишь ограниченным количеством ресурсов для продажи их предприятиям, то денежные доходы домохозяйств также ограничены. Это значит, что денежному доходу каждого потребителя устанавливается свой предел, а ограниченное количество денег не позволит потребителям приобрести все товары и услуги, которые она пожелают.

Аналогичным образом, так как ресурсы редки, то производство товаров и услуг, готовых также ограничено.

Итоги:

В монетарной экономической системе домохозяйства как собственники ресурсов продают их предприятиям, а в качестве потребителей расходуют свой денежный доход от продажи ресурсов на покупку товаров и услуг.
Предприятия, чтобы производить продукцию должны покупать ресурсы. Затем готовые товары и услуги они продают домохозяйствам в обмен на их потребительские расходы или с точки зрения предприятий в обмен на получаемую предприятиями выручку. Конечным результатом этого процесса служит реальный поток экономических ресурсов (против часовой стрелки), а денежный поток доходов и потребительских расходов (по часовой стрелке). Это потоки являются одновременными и бесконечно повторяются.

Недостатки модели:

Существуют некоторые важные недостатки и проблемы в функционировании модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.

1. Данная модель не отражает множество фактов и деталей, относящихся к отдельным рынкам ресурсов, отдельным рынкам продуктов, отдельным предприятиям и домохозяйствам. Модель не показывает сделки, совершаемые внутри секторов предприятий и домохозяйств.

2. Модель совершенно не качается экономической роли правительства. Так как институты чистого капитализма предполагают функционирование замкнутой саморегулирующейся системы, в которой роль правительства ограничена.

3. На данной стадии модель исключает международные рынки.

4. Эта модель предполагает, что весь доход, полученный домохозяйствами от продажи ресурсов, они полностью тратят на рынке продуктов. У предприятия также отсутствуют сбережения в виде нераспределённой прибыли. То есть потомки доходов и расходов являются равными величинами. В реальных параметрах это означало бы, что уровни производства и занятости также постоянны.

5. Модель не показывает, как фактичекски формируются цены на продукты и ресурсы.


Тема 4: теория спроса.

Определение: спрос-желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенном месте и в определённое время по каждой возможной цене.
По показателю общей выручки предпринимателя определяет спрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: