Таблица 5.6 - Удельный вес различных видов транспорта в общем пассажирообороте РФ
за 1995-1997 гг., %
В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.
Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках, прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.
Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных, ценных и скоропортящихся грузов.
Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.
Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.
По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.
Движение транспорта осуществляется за счет преобразования энергии из одного состояния в другое. Устройство, в котором происходит преобразование, называется двигателем. Все существующие двигатели можно классифицировать по их типу:
· паровая машина;
· двигатель внутреннего сгорания;
· паровая и газовая турбина;
· реактивный двигатель;
· электродвигатель;
и по источнику энергии:
· органическое топливо: бензин солярка керосин природный газ;
· электричество;
· солнечная энергия;
· механическая энергия;
· ядерное топливо.
Благодаря своим уникальным качествам - мобильности, сравнительной дешевизне и доступности для индивидуальных владельцев - автомобильный транспорт получил повсеместное распространение:
· мировой парк автотранспорта превысил 700 миллионов единиц;
· ежегодно в мире производится до 55 млн новых автомобилей и совсем скоро количество автомобилей достигнет одного миллиарда.
Структура парка автотранспорта России приведена на рисунке 6.7.
Рисунок 6.7 – Структура парка автотранспорта России в 2002 г
Автомобильный транспорт является наиболее энергоемким средством обслуживания населения (рисунок 6.8).
Рисунок 6.8 – Расход энергии на 100 пассажиро - км пробега
В настоящее время 98% мирового парка автомобильного транспорта работают на нефтяных видах топлива – дизельном и бензине. Особая роль нефти объясняется тем, что она является единственным технологически освоенным сырьем для производства моторных топлив и масел.
Интенсивный рост парка автотранспорта и высокая энергоемкость транспортного обслуживания населения ставят перед мировым сообществом сложную проблему топливообеспечения перевозок. Нефть добывается в таких масштабах, что в скором будущем ее запасы будут полностью исчерпаны. Из числа экологически безопасных и наиболее доступных энергоисточников реальную альтернативу нефтяному топливу могут составить газомоторные топлива (сжиженный углеводороднывй газ).
Основными отраслями сельского хозяйства являются:
· животноводство;
· птицеводство;
· овощеводство;
· зерноводство;
· льноводство и хлопководство;
· рыболовство
· лесоводство.
Хозяйства, расположенные возле крупных городов, специализируются в молочно-овоще-картофельном производстве, а также в производстве мяса свинины, птицы и яиц.
С точки зрения организационно-производственной формы сельскохозяйственные предприятия подразделяются на три типа: семейные, коллективные и антрепренерские (предпринимательские).
Сельскохозяйственные производственные объекты имеют 5 назначений использования энергоресурсов: для получения света, тепла, привода в действие машин и механизмов, для получения информации о функционировании объекта и для электротехнологий.
Энергетика сельского хозяйства имеет ряд специфических особенностей:
· рассредоточенность сельских потребителей;
· малая единичная мощность предприятий;
· большая протяженность сетей - электрических, тепловых, газовых, что приводит к большим потерям энергии в энергосетях и у потребителя (в ряде случаев энергопотери достигают 35%);
· наличие больших регионов, где ведется сельскохозяйственное производство, без централизованного энергообеспечения.
Основным топливно-энергетическим ресурсом, потребляемом в сельском хозяйстве, является электроэнергия. Это связано со спецификой деятельности. Электроэнергия используется для освещения бытовых и производственных зданий, отопления, вентиляции, для приведения во вращение различных электродвигателей. Кроме электроэнергии сельскохозяйственные потребители потребляют также газ и тепловую энергию. Газ обычно используется для выработки тепла в собственной котельной предприятия. Тепловая энергия необходима для обогрева производственных зданий большого объема (например, теплая стоянка для автомобилей) и для снабжения теплом жителей близлежащей деревни или села. Значительную долю в потреблении энергоресурсов занимает топливо для автомобилей и различных комбайнов.
Среди технологических процессов сельскохозяйственного производства есть более или менее энергоемкие.
Например, ферма на 100 коров с естественной вентиляцией 19% электроэнергии расходует на работу доильных аппаратов, 13% - на охлаждение и хранение молока. Водоснабжение такой фермы потребляет 9% электроэнергии, а вот освещение составляет 20% всей электроэнергии.
На крупном животноводческом комплексе по производству молока распределение энергии по всей технологической цепи будет совсем иное. Появятся затраты на вентиляцию и обогрев помещений, на работу кормоцеха.
На молочной ферме, где содержится 800 коров, затраты на вентиляцию составляет 54% от общих затрат. Этот показатель практически не меняется и на более крупных комплексах.