Важнейшим фактором политики цен фирмы является спрос или реакция покупателя на цену. Взаимосвязь между ценами и покупками определяется несколькими характеристиками, которые необходимо учитывать в решении пo ценам.
1. Закон спроса. при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.
Функция взаимосвязи цены и спроса
Рост спроса при росте цен на конкретный товар может наблюдаться в случае:
ü незаменимости продукта;
ü престижности товара;
ü продаже товара, цена на который воспринимается как основной показатель качества;
ü инфляционных ожиданий с целью снизить будущие расходы на относительно дорогие товары;
ü наиболее дешевых товаров первой необходимости (с целью замещения в рационе более дорогих субститутов).
2. Ограниченность спроса
Если доходы покупателей ограничены в росте, то фирма не может бесконечно повышать цену на свой товар.
Для условий инфляции характерна неограниченность спроса (инфляционная спираль - рост цен вызывает рост заработной платы, и наоборот).
3. Степень чувствительности к цене
В зависимости от степени чувствительности к цене различают следующие типы потребителей:
а) экономные покупатели (ориентированы, в первую очередь, на уровень цены)
б) апатичные покупатели (цены не важны, главное - удобство, престижность или качество)
в) рациональные покупатели (оценивают покупку с точки зрения соответствия цены и качества продукта)
Рациональность поведения зависит:
ü от степени обозреваемости рынка (известны ли все возможные варианты);
ü уровня притязаний потребителя (ограниченная рациональность - выбирается не лучшая, а удовлетворительная альтернатива);
ü психологических особенностей (иррациональная покупка более дорогого товара из-за тщеславия, повышенного риска).
4. Эластичность
Ценовая эластичность спроса - относительное изменение спроса на товар, вызванное изменением цены на него.
Коэффициент эластичности характеризует процентное изменение результативного признака, вызванное изменением факторного на 1%.
Различают коэффициенты прямой (для показателей одного товара) и перекрестной (для двух товаров) эластичности.
Эластичность спроса на товар по цене на этот же товар характеризует коэффициент:
или
где p1, p2, q1, q2 - цена и объем продажи товара в базисном и oтчетном периоде.
Эластичность спроса на товар по цене товара характеризует коэффициент:
или
где - цены товара в базисном и отчетном периодах, - объем продажи товара в отчетном и базисном периодах.
|Э| > 1 – спрос эластичен по цене, т.е. изменение цены сопровождается значительным изменением спроса.
|Э| = 1 – единичная эластичность, т.е. изменение цены сопровождается пропорциональным изменением спроса.
|Э| < 1 – спрос неэластичен по цене, т.е. изменение цены сопровождается незначительным изменением спроса.
Для показателей перекрестной эластичности характерны следующие зависимости:
если |Эп| > 0 (рост цены на товар вызывает повышение спроса на другой товар), то это взаимозаменяемые товары;
если |Эп| < 0 (со снижением цены одного товара растет спрос на другой), то это дополняющие друг друга товары или один является составной частью другого;
если |Эп| = 0(или близка 0), то это независимые товары.