Инфляция как ценообразующий фактор

Прямые методы государственного регулирования цен

Государственное регулирование цен

Различают следующие виды государственного регулирова­ния цен:

1. общее замораживание цен и замораживание цен на отдельные товары или временный запрет на изменение цен.

2. Установление фиксированных цен и тарифов.

3. Установление пределов возможного роста цены за определенный пери­од или предельного уровня цены.

4. Установление предельного норматива рентабельности.

5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торго­вых надбавок.

6. Декларирование цен.

7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

8. Установление паритетных цен..

Косвенные методы государственного регулирования цен обеспечиваются применени­ем совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов..

1. дифференцированная система налогообложения (на­пример, различные ставки налога для товаров разной категории необходимости, льготы мелким предприяти­ям и выпускающим продукцию социального характера, инвестирующим науку, дотации);

2. меры, направленные на изменение величины затрат, включа­емых в себестоимость товаров, услуг;

3. регулирование доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;

4. использование и применение совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;

Косвенное регулирование со стороны государства осуществляется с помо­щью конкретных рыночных рычагов: учетной ставки процента, налогов, дота­ций, доходов (минимальный уровень оплаты труда), валютного курса, экспорт­но-импортных пошлин и квот.

Инфляция – это устойчивый рост цен, приводящий к обесценению денег, что отрицательно влияет как на положение населения, так и на общественное воспроизводство: экономический рост, циклы, инвестиции и сбережения.

Существует два основных объяснения причин инфляции:

1) наличие избыточного спроса при полной занятости, который оказывает повышающее давление на цены (инфляция спроса);

2) увеличение стоимости факторов производства, которое подталкивает цены (затратная инфляция).

Среди антиинфляционных мер можно выделить следующие:

• оздоровление финансовой системы;

• сдерживание выдачи банками льготных кредитов;

• проведение политики регулирования цен и заработной платы;

• ликвидация диспропорций в национальной экономике.

Уровень инфляции проявляется в росте общего уровня цен. Однако поня­тие «рост цен» неравнозначно понятию «инфляционный рост цен», так как мо­жет включать рост цен, обусловленный изменением качества продукции и ус­луг. Поэтому для адекватной оценки уровня инфляции необхо­димо использовать развернутую систему показате­лей:

1. Индекс потребительских цен (ИПЦ) оценивает уровень инфляции на по­требительском рынке. В основу расчета положено понятие потребительской корзины, т. е. некоторого фиксированного набора товаров и услуг. ИПЦ позво­ляет установить, насколько выросла за рассматриваемый период стоимость потребительской корзины и, следовательно, показать, каков был в среднем рост цен за этот период.

2. Дефлятор валового национального продукта оцени­вает степень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребля­емых в государстве, учитывает не только изменение цен товаров народного потребления, но и цен товаров, используемых в государственных интересах, инвестиционных, экспортируемых и импортируемых товаров и услуг.

3. Основным показателем динамики инфляции служит норма инфляции:

где Ipt и Ipt-1 – индексы цен смежных периодов.

Норма инфляции показывает, на сколько процентов изменился уровень ин­фляции за данный период:

• если N=1-9%, инфляция называется «ползучей»;

• если изменяется с 10 до 99%- «галопирующей»;

• 50% в месяц-экономика «больна» гиперинфляцией.

4. Кроме основных (обобщающих) показателей инфляции статистика рас­считывает показатели, характеризующие уровень инфляции в отдельных секто­рах экономики (индекс цен производителей, индекс оптовых цен на отдель­ные товары, конечную и промежуточную продукцию, сырье и материалы).

5. Для измерения инфляции используется индекс покупательной способнос­ти денежной единицы, показывающий, во сколько раз обесценились деньги.

ИПСР - индекс покупательной способности рубля. Данный индекс нахо­дится в обратном отношении к индексу цен.

6. Общий размер инфляции прямо пропорционален росту денежной массы и увеличению скорости обращения денег и обратно пропорционален росту то­варной массы (в постоянных ценах).

Уравнение обмена Фишера (характеризует равенство м/у спросом и предложением):

MV = PY

спрос = предложение

где М –кол-во ден. массы, V – скорость обращения ден. массы, Р – цена единицы товара, Y – объем производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: