Факторы ценообразования
В условиях свободного ценообразования и экономической самостоятельности предприятий необходимо учитывать ценообразующие факторы. Под ценообразующими факторами понимаются такие обстоятельства или условия, которые являются непосредственной причиной изменения уровня и структуры цен.
Факторы ценообразования
Факторы | Содержание / основные структурные элементы |
Производственные факторы ценообразования | Издержки Производственные возможности фирмы Финансовые проблемы Хозяйственная динамика |
Спрос | Закон спроса Ценовая эластичность спроса Ограниченность спроса по доходам Сегментация потребителей по степени чувствительности к цене |
Уровень конкурентности рынка | Число, размер конкурентов-продавцов, степень агрессивности их политики Наличие конкурентной среды со стороны покупателя Изменение цен конкурентных и дополняющих товаров |
Свойства товара | Тип и уникальность товара Стадия жизненного цикла товара Качество продукта |
Взаимодействие участников канала товародвижения | Нерегулируемое ценообразование Регулируемое ценообразование (вертикальное управление ценами, рекомендации по ценам, ценовые соглашения) |
Государственный контроль | Дифференциации налогообложения Влияние на систему свободных цен через фиксацию цен государственных предприятий и монополий Установление жестких прейскурантов Ограничение уровня монопольных цен Временное «замораживание» рыночных цен Установление пределов уровня цены Установление надбавок к цене Установление элементов структуры цены Ограничение условий разового повышения цены Запрет на ценовую дискриминацию Запрет на демпинг Запрет недобросовестной ценовой рекламы |
Стратегические цели фирмы | Максимальная текущая прибыль (быстрый оборот средств, наличные деньги и др.) Расширение существующего или захват нового рынка (внедрение в посреднические структуры, «атака» конкурентов) Использование существующего положения (конкурентная «оборона», поддержание и др.) |
Одним из важных факторов и ограничителей ценообразования является производство. Выделяют следующие производственные факторы: издержки на производство и обращение, производственные возможности (мощности) фирмы, наличие финансовых проблем у компании и ее хозяйственная динамика.
1. Издержки определяют тот уровень, ниже которого постоянно действующая цена на товар не может опускаться (возможно только краткосрочное снижение).
Различают:
ü издержки производства и обращения;
ü постоянные (даже во время простоев фирма платит за аренду, теплоснабжение) и переменные (зависящие от объема производства);
ü полные (всего количества товара) и предельные (при каждом увеличении количества товара на единицу);
ü альтернативные издержки: сумма расходов (того, что потрачено) и неполученных доходов (издержки на производство товара с низкой прибылью означают потерянную возможность использования тех же ресурсов для производства более выгодного товара).
Одна из основных целей фирмы - минимизировать все виды издержек, чтобы расширить возможности ценовых маневров с целью оптимизации спроса и прибыли.
2. Производственные возможности: если фирма предлагает товар по доступной многим цене, то должна быть готова к росту сбыта, а может быть, и к ажиотажному спросу.
3. Финансовые проблемы (например, потребность в быстром обороте или наличных деньгах) и хозяйственная динамика (период процветания или депрессии) влияют на способность фирмы к ценовому риску.