Производственные факторы ценообразования

Факторы ценообразования

В условиях свободного ценообразования и экономической самостоятельности предприятий необходимо учитывать ценообразующие факторы. Под ценообразующими факторами понимаются такие обстоятельства или условия, которые являются непосредственной причиной изменения уровня и структуры цен.

Факторы ценообразования

Факторы Содержание / основные структурные элементы
Производственные факторы ценообразования Издержки Производственные возможности фирмы Финансовые проблемы Хозяйственная динамика
Спрос Закон спроса Ценовая эластичность спроса Ограниченность спроса по доходам Сегментация потребителей по степени чувствительнос­ти к цене
Уровень конкурентности рынка Число, размер конкурентов-продавцов, степень агрес­сивности их политики Наличие конкурентной среды со стороны покупателя Изменение цен конкурентных и дополняющих товаров
Свойства товара Тип и уникальность товара Стадия жизненного цикла товара Качество продукта
Взаимодействие участников канала товародвижения Нерегулируемое ценообразование Регулируемое ценообразование (вертикальное управ­ление ценами, рекомендации по ценам, ценовые согла­шения)
Государственный контроль Дифференциации налогообложения Влияние на систему свободных цен через фиксацию цен государственных предприятий и монополий Установление жестких прейскурантов Ограничение уровня монопольных цен Временное «замораживание» рыночных цен Установление пределов уровня цены Установление надбавок к цене Установление элементов структуры цены Ограничение условий разового повышения цены Запрет на ценовую дискриминацию Запрет на демпинг Запрет недобросовестной ценовой рекламы
Стратегические цели фирмы Максимальная текущая прибыль (быстрый оборот средств, наличные деньги и др.) Расширение существующего или захват нового рынка (внедрение в посреднические структуры, «атака» конкурентов) Использование существующего положения (конкурентная «оборона», поддержание и др.)

Одним из важных факторов и ограничителей ценообразования является производство. Выделяют следующие производственные факторы: издержки на произ­водство и обращение, производственные возможности (мощ­ности) фирмы, наличие финансовых проблем у компании и ее хозяйственная динамика.

1. Издержки определяют тот уровень, ниже которого пос­тоянно действующая цена на товар не может опускаться (воз­можно только краткосрочное снижение).

Различают:

ü издержки производства и обращения;

ü постоянные (даже во время простоев фирма платит за аренду, теплоснабжение) и переменные (зависящие от объема производства);

ü полные (всего количества товара) и предельные (при каждом увеличении количества товара на единицу);

ü альтернативные издержки: сумма расходов (того, что потрачено) и неполученных доходов (издержки на про­изводство товара с низкой прибылью означают поте­рянную возможность использования тех же ресурсов для производства более выгодного товара).

Одна из основных целей фирмы - минимизировать все виды издержек, чтобы расширить возможности ценовых ма­невров с целью оптимизации спроса и прибыли.

2. Производственные возможности: если фирма предлагает то­вар по доступной многим цене, то должна быть готова к росту сбыта, а может быть, и к ажиотажному спросу.

3. Финансовые проблемы (например, потребность в быст­ром обороте или наличных деньгах) и хозяйственная динамика (период процветания или депрессии) влияют на способность фирмы к ценовому риску.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: