Соотношение различных видов городского транспорта и городских путей сообщения в структуре современного города. с 216-218

Необходимость развития городского пассажирского транспорта. с 213-214

Выход территориальных размеров городов за пределы зоны пешеходной доступности вызывает необходимость развития городского пассажирского транспорта. Городской транспорт — один из решающих факторов градообразования. Формирование улично-дорожной сети, создание соответствующей планировки городов, как правило, учитывает требование сокращения транспортной потребности, минимизации пассажирооборота. Каждый этап технического развития транспорта расширяет возможности общества, увеличивает его производительные силы. Территориальный рост городов связан с перспективами сокращения затрат транспортного времени. Население так распределяется в городе относительно центров тяготения, что обычно затраты времени в передвижениях не превышают 30-40 мин. Это положение трактуется как закон пространственной самоорганизации населения, а условно-постоянную величину затрат времени на передвижения называют константой пространственной самоорганизации городского населения. Понятно, что транспортная доступность зависит от технического уровня развития транспорта. Скоростные виды городского пассажирского транспорта (метрополитен, пригородное железнодорожное сообщение, скоростной трамвай, автобусы-экспрессы и полуэкспрессы) обеспечивают увеличение линейных размеров города до нескольких десятков километров, а площадь — до 1000 квадратных километров и более.

Каждая урбанизированная территория постепенно обзаводится различными видами городского транспорта, взаимодополняющими друг друга. В истории города лидерство различных видов городского транспорта постоянно меняется.

Анализ соотношения различных видов городского транспорта в структуре современных крупных и крупнейших городов дает возможность говорить о том, что на современном этапе автомобильный транспорт имеет безусловное преобладание. Соответственно, автомобильные дороги в общей транспортной схеме города также имеют преобладающее значение.

Современной тенденцией в развитии городской транспортной структуры является увеличение протяженности автомобильных дорог, проектируемых вне городской уличной сети, на обособленном полотне, на эстакаде или под поверхностью земли. Такое размещение автомобильных дорог позволяет в условиях высокой плотности застройки территорий крупных и крупнейших городов позволяет достичь оптимальной связи отдаленных друг от друга планировочных структур города. Увеличение внеуличной автотранспортной сети обусловлено также ограниченными возможностями в расширении городских улиц из-за отсутствия резерва городской территории.

Конец XX века для крупных и крупнейших городов России обозначился новой тенденцией в развитии транспортных структур. Традиционный для российских городов трамвай, размещенный в уличной сети, стал тормозом в увеличении пропускной способности городских дорог. Одновременно снижение маневренности и скорости самого трамвая в условиях высокой плотности городского автомобильного транспорта настолько сократило его уровень в обеспечении пассажироперевозок, что городские власти стали отказываться от этого вида городского транспорта, демонтируя рельсовые пути и воздушную контактную сеть.

Трамвай как городской пассажирский транспорт сохраняется в планировочной структуре города лишь в том случае, когда он размещен на обособленном полотне, вне автомобильных дорог и уличной сети. Такое размещение трамвая позволяет обеспечить его высокую эффективность в перевозке пассажиров за счет большой пассажироемкости трамвайных поездов и высокой скорости передвижения. Однако современные условия города редко позволяют осуществить повсеместно такое размещение трамвайных линий. Наметилось также снижение темпов в строительстве такого вида рельсового транспорта, как метрополитен. Этот вид транспорта имеет очень высокий уровень капиталовложений и эффективен в транспортной структуре городов с населением свыше 4 миллионов человек. Сегодня линии метрополитена помимо городов Москвы и Санкт-Петербурга работают в Нижнем Новгороде, Самаре, Новосибирске.

Надземный рельсовый транспорт занимает незначительную часть в проектируемых транспортных потоках российских городов ввиду отсутствия массового опыта теоретических и практических разработок. Этот вид городского пассажирского транспорта может остаться перспективным, так как, с одной стороны, он сегодня является капиталоемким, а с другой стороны, его внеуличное размещение над городской территорией решает проблемы разгрузки автомобильных дорог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: