Первый толчок к реставрации время ренессанса.
А в России первые предпосылки при Петре первом. Он строит Питер в европейской манера. Обучает молодежь в Европе различным наукам. Создает академию искусства, студенты которой учатся и в Италии в том числе. Зарождается академический рисунок и пр. на тот момент просто ремонтируют значимые церковные сооружения. Все фрески и икон подвергались записи, т.е. заменяли живопись на новую, или даже писали поверху. Тоже самое касалось и позолоты. Т.е. все было обновлением.
В 17-18 веках создается академия художеств, при которой активно начинают собирать копии античных памятников. И в коллекции попадали не только копии, но закупались и оригиналы. В 18 веке первое что решили подвергнуть реставрации воинские костюмы. В 1831 г президент академии художеств Оленин формулирует археологический метод реставрации. По его мнению, костюмы воинские необходимо было восстановить из аутентичных материалов по оригинальным технологиям. Т.е. восстановить предмет в том виде в котором он когда-то был сделан. Но наряду с этим, реставрация и ремонт сооружений в этот период носит характер поновления и записей.
Изначально коллекционирование было просто модно, как в Европе, так и у нас в России. И пока картины находились в частных коллекциях, в следствии постоянной перепродажи предметов искусств, они постоянно подвергаются не грамотному ремонту и записям. В 1883 г. в Москве открывается исторический музей, а в 1952 в Питере открывается Эрмитаж. И именно здесь возникает необходимость именно научной реставрации. Так же делается ряд интересных открытий. К примеру проф. Солнценым очищая шапку Мономаха обнаружили конкретную дату создания и фамилию мастера. Покопались в истории и обнаружили доказательство этого в записях. И далее был введен метод критического анализа, т.е. подтверждения информации о памятники по нескольким источникам. В начале 19 века создаются первые археологические общества. Основной метод их работы археологическая консервация (зарождается метод арх. конс.)
В начале 20 века художник Рерих на съезде высказал мнение, что недопустимо реставрация и нужно ее заменить консервацией. На этом же съезде были Грабарь, Щусев.
С образованием СССР приходит «труба дело» всей реставрации. Все распродается, переплавляется до 25г. Далее попытка восстановить систему раставрации, а тут БАЦ – 1941г. и все коту под хвост. И с 45 все начинаем снова собирать во едино. Естественно современная реставрация – наука прикладная, теоретическая, технологическая, короче Наука. Реставраторы достаточно узко специализированы, выпускаемые чаще всего художественными училищами. Реставрационные мастерские впервые создал Грабарь. Грабарь по сути человек, создавший советскую реставрацию.