Старинная танцевальная сюита XVI века

Бальные танцы

Когда-то давным-давно и короли, и богатые вельможи, и простые крестьяне одевались по одной и той же моде, пели одни и те же песни, танцевали одни и те же танцы. А выделя­лись аристократы только богатством и властью. Но со време­нем в богатых дворцах и поместьях появилась своя мода, воз­никли свои манеры, стали устраивать балы, на которых танце­вали свои, бальные танцы. Эти танцы значительно отлича­лись от народных, хотя все они произошли от народных и даже сохранили их названия. И менуэт, и гавот, и вальс, и мазурка, и дажепечальная, задумчивая сарабанда когда-то были народными ганцами, но звучали они по-другому и танцевали их тоже иначе.

Бальные танцы появились в XV веке в Италии, а не­сколько позже, в XVII веке, распространились по всей Европе. В России балы и бальные танцы появились в начале XVIII века, во время правления Петра I.

Если народные танцы были в каждой стране свои, особые, то одни и те же бальные танцы были известны всей Европе.

Мелодии народных танцев не записывали, а передавали устно из поколения в поколение. С появлением бальных танцев появились придворные музыканты. Они делали и записывали специальные обработки народных танцев, приспособленные для аристократических балов. А чуть позже придворные му­зыканты стали сами сочинять и записывать танцевальные ме­лодии. На балах вырабатывался свой этикет - правила поведения в определённом месте и в определённом обществе. Это понятие родственно понятиям «ритуал» и «церемония».

Бальный этикет включал в себя также и определённую последовательность танцев. Именно в этой последователь­ности записывались танцы в специальных нотных тетрадках.

Как правило, бальные танцы объединялись в пары, вклю­чавшие быстрый и медленный танец. В XVI веке самой рас­пространённой была пара, включавшая в себя павану и гальярду.

Павана (от слова «раvо» — «павлин») — медленный танец-шествие испанского происхождения. Этим танцем обычно открывались балы: хозяева в этом танце приветствовали гостей. Размер паваны, как правило, четырёхдольный.

Гальярда (итальянское слово «gagliardа» означает «весё­лая, бодрая») — быстрый итальянский трёхдольный танец с лёгкими прыжками. Этот танец требовал значительной ловко­сти, и на балах даже устраивались соревнования на лучшее исполнение гальярды.

Этим танцам, идущим друг за другом, придворные компо­зиторы стали придавать общие черты. Как правило, оба танца звучали в одной тональности. Но темп и характер остава­лись у каждого танца свои.

Благодаря общим чертам, эти два танца не просто следовали друг за другом, а превращались в двухчаст­ную танцевальную сюиту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: