Теперь вам известны пять правил, с помощью которых передается глубина пространства в фотографии. Пейзажист их должен знать наизусть. Поскольку именно в пейзаже грамотное отображения объема – это, практически, половина успеха.
Любой из этих пяти приемов дает нужный эффект. Но если вы примените сразу несколько, ваш снимок от этого только выиграет.
Tristan Campbell | David Clapp |
Вот, например как будет выглядеть пейзаж Tristan Campbell, если к линейной перспективе прибавить еще и воздушную.
Ощущение глубины пространства от сложения приемов стало еще более выраженным.
То же самое можно сказать и о снимке David Clapp, где линейная перспектива сочетается с тональной (передний план темный - задний светлый) и эффектом от уменьшающихся по мере удаления булыжников (прием 4).
Приступая к съемке пейзажа, полезно помнить следующее:
- Включайте в кадр железнодорожное полотно, автомобильные дороги, тропинки, борозды, аллеи, любые сходящиеся по мере удаления линии. Тем самым вы создадите линейную перспективу.
- Туман, дождь, снегопад, задымление – это лучшие помощники для создания воздушной перспективы, а значит, и выразительного снимка природы.
- Если ваш взгляд заметил красивый пейзаж, первое, что вы должны сделать – найти для него хороший передний план. Пусть это будет дерево, пень, камень, ветка. Тем самым вы перейдете от одноплановой к многоплановой композиции. Помните, даже плохой передний план лучше его отсутствия.
- Старайтесь, чтобы объекты в кадре располагались в соответствие с правильной тональной перспективой. Темные – вблизи. Светлые – вдалеке. По возможности, избегайте белых объектов на переднем плане и черных на горизонте.
- Пользуйтесь широкоугольной оптикой.
- Не забывайте про обработку пейзажей в фотошопе. Помню, как во времена, когда не было цифровой фотографии, старые мастера светописи учили меня руками закрывать свет от увеличителя, чтобы высветлить дальний план и усилить воздушную перспективу. Это было настоящее искусство, которому приходилось долго учиться. Теперь все проще. Компьютеры произвели революцию в обработке фотоснимков. Притемняйте, высветляйте объекты и планы. Меняйте контраст, насыщенность и цвет предметов. Убирайте детали изображения, которые портят снимок.
Пейзажная фотография - это царство постобработки.
Фотографы, которые по принципиальным соображениям не правят пейзажи после съемки, уже давно вымерли, как мамонты.
Валерий МИШАКОВ