Задания по сюжетной организации волшебных сказок

  • Зависит ли сюжет сказки от того, кто является ее главным героем – мужской или женский персонаж?
  • В какой мере сюжет определяется типом главного героя – искателя или жертвы?
  • Зависит ли сюжет сказки от характера конфликта между героями?
  • Каким “сюжетным вехам” соответствует появление в сказке отправителя? вредителя? дарителя? чудесного помощника? волшебных предметов? “ложного героя”?
  • Всегда ли в сказке нужен отправитель? Как изменяются система образов и сюжет сказки при отсутствии героя этого типа?
  • Зависит ли сюжет от того, сколько в сказке вредителей? дарителей? чудесных помощников? волшебных предметов? “ложных героев”?
  • Проведите литературоведческий эксперимент, увеличивая или сокращая число героев названных выше типов, и уясните связь между количеством эпизодов и количеством героев того или иного типа.

ЗАДАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ “КАРТ ПРОППА”

  • Выберите из “карт Проппа” мотивы, которые встречаются в прочитанной (изучаемой) сказке. Сложите их в том порядке, в котором они идут в сказке, и перескажите сюжет.
  • Соотнесите подготовленный в предыдущем задании сюжетный ряд карточек с “сюжетными вехами” сказки и выделите карточки, соответствующие экспозиции (если есть), завязке, эпизодам, рассказывающим о развитии действия, кульминации и развязке.
  • Разделите “карты Проппа” на четыре группы:

· карточки, события которых могут оказаться завязкой действия;

· карточки, отображающие развитие действия (перипетии героев);

· карточки, соответствующие кульминации сказочного сюжета;

· карточки, события которых могут выступать развязкой действия.

  • Выбирая из каждой подготовленной в предыдущем задании группы по одной карточке, сложите несколько “схем” сказочных сюжетов (по четыре карточки в каждой в соответствии с “сюжетными вехами”) и сочините свои сказки.
  • Перетасуйте колоду “карт Проппа” и, вытаскивая из нее по 3–4 карточки, “складывайте” из них разные схемы сказочных сюжетов. Используйте их при сочинении сказок.
  • Разделите “карты Проппа” на семь групп в соответствии с типологией героев волшебной сказки:

события, в которых участвует настоящий герой;

события, связанные с действиями вредителя;

события, отражающие судьбу похищенного героя (искомого предмета);

события, в которых принимает участие отправитель;

события, связанные с действиями дарителя;

события, отражающие действия чудесного помощника;

события, в которых принимает участие “ложный герой”.

  • Расскажите о каждом из героев, используя соответствующую группу отобранных карточек. Как в его действиях и поступках проявляется его характер? его система ценностей?
  • Перескажите сказку от лица одного из героев, используя соответствующую группу отобранных карточек. Можно ли в прямой речи героя выразить его характер? его систему ценностей? дать оценку его собственным действиям и поступкам? дать оценку действиям и поступкам других героев?
  • Перетасуйте колоду “карт Проппа” и выложите их на стол в произвольном порядке. Сочините в соответствии с этой сюжетной канвой сказочную историю. При этом помните, что сказочник, как правило, знает не только настоящее, но и прошлое и будущее и может переставлять события сказки в согласии со своим художественным замыслом.
  • Раздайте “карты Проппа” своим друзьям (учащимся своего класса) и попытайтесь сочинить коллективную сказку “по цепочке”.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: