Теория когнитивного диссонанса 16 страница

Вера в ложные убеждения

Для людей с нормальной восприимчивостью к реальности достаточно трудно придерживаться убеждений, которые явно неправильны. Когда я говорю <неправильны>, я имею в виду не то, что они могут быть неверны, а то, что имеются очевидные доказательства их ложности. Если люди придерживаются таких убеждений, неизбежно возникновение когнитивного диссонанса.

Знание о том, что существуют неопровержимые доказательства ложности убеждений субъекта, диссо-нантно познанию об этих убеждениях. В таком случае проще устранить диссонанс, отказавшись от своего мнения, чем пытаться опровергнуть свидетельства его ложности. Например, если человек убежден, что предметы более тяжелые, чем воздух, не могут летать, его убеждение будет опровергнуто, когда он увидит самолет.

Но существуют такие ситуации, когда даже очевидные доказательства убеждений не заставляют человека от них отказаться. Например, игроки в рулетку, кото-280

рые продолжают верить в <системы> выигрыша, несмотря на то что все время проигрывают; или ученые, которые не отказываются от гипотезы, опровергнутой результатами экспериментов. Каковы же обстоятельства, при которых попытки редукции диссонанса фокусируются на отрицании свидетельств, а не на отказе от веры? Это может произойти, если убеждения изменить трудно, и существует значительное число людей, испытывающих идентичный диссонанс, то есть легко доступна социальная поддержка.

Прекрасной иллюстрацией этого служит исследование Сэйди. Во время Второй мировой войны некоторые японцы, живущие в США, просили, чтобы им предоставили возможность вернуться в свою страну после войны. Те из них, кто был гражданином США и добивался репатриации, разумеется, теряли свое гражданство.

Для всех японцев, являлись они гражданами Америки или нет, желание вернуться на родину было мечтой, не подлежащей обсуждению. В конце войны они должны были вернутся в Японию. В отличие от тех, кто хотел остаться в Америке, они верили в победу своей страны.

Иначе говоря, образовалась группа людей, твердо придерживающихся убеждения, что Япония выиграет войну. Для любого из них стремление добиться репатриации было консонантно вере, что его страна победит. Более того, люди, требовавшие возвращения на родину, были твердо убеждены в победе Японии еще и потому, что не могли переменить свое решение о репатриации.

События развернулись так, что познание о них было диссонантно вере в победу Японии. Таким образом, возник однородный диссонанс для всех, кто придерживался этого убеждения. Начали поступать сведения

о поражении Японии в войне. Эти новости стали известны в лагерях для перемещенных лиц, и подавляющее число людей им доверяло. Однако японцы, которые хотели вернуться домой, отвергали свидетельства поражения, поддерживая друг друга в попытке устранить диссонанс, вызванный этой информацией. Все сообщения о поражении Японии воспринимались как американская пропаганда, и люди продолжали верить в то, во что так хотелось верить. Не вызывает сомнения и тот факт, что вера эта не могла бы сохраниться, если бы не было так легко получить социальную поддержку единомышленников.

Интересно заметить, что даже на американском судне по пути в Японию эти люди продолжали верить в победу своей страны и в то, что это японское правительство заставило американцев вернуть их на родину. И только после того, как они своими глазами увидели американских солдат на своей земле, их вера была окончательно подорвана. К сожалению, единственное свидетельство этому можно найти в газете, передающей сообщения агентства <Ассошиейтед Пресс>.

ГОРЬКИМ РАЗОЧАРОВАНИЕМ ОТМЕЧЕНО ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ ЯПОНЦЕВ, НЕ ПОЖЕЛАВШИХ ОСТАТЬСЯ В США

Почему 95% японцев, плывших на корабле, думали, что их страна выиграла войну? Они думали, что сообщения о поражении Японии не более чем происки американской пропаганды, и верили, что возвращаются назад, потому что Япония выиграла войну и потребовала у американского правительства возвращения своих граждан.

Очевидно, что в течение длительного времени, поддерживая друг друга, эти люди могли отрицать действительность, не согласующуюся с их убеждениями.

Процессы массового обращения в веру

Мы снова обратимся к ситуации, когда очень трудно отказаться от своих взглядов даже при наличии неопровержимых доказательств их несостоятельности. В том случае, когда трудно изменить свои убеждения и трудно изменить познание, диссонантное этим убеждениям, социальная поддержка становится основным средством редукции диссонанса. В таких обстоятельствах существование однородного диссонанса у множества людей приведет к одному из двух основных способов уменьшить диссонанс.

Во-первых, возрастет доступность социальной поддержки среди тех, кто испытывает идентичный диссонанс. Во-вторых, увеличится число попыток убедить других людей.

В принципе, обсуждаемое явление не отличается от того, что мы наблюдаем, когда человек, приобретая автомобиль, не во всем удовлетворяющий его требованиям, пытается убедить окружающих, что его машина - лучшее из того, что можно найти. Разница заключается лишь в количестве людей, вовлеченных в процессы возникновения и подавления когнитивного диссонанса. В случае массовых явлений в сознании людей возможно сопротивление очевидности событий, опровергающих их убеждения. Парадоксальность процессов массового обращения в веру заключается в том, что после того, как человек получает свидетельства ложности учения, которого он придерживается, он начинает более активно искать новых сторонников.

Существуют различные мессианские учения, в истории которых стремление обратить людей в свою веру и поиск социальной поддержки следовали за опровержением самой веры. Подобные религиозные учения характеризуются следующими чертами.

Религиозная система поддерживается множеством людей.

В учении хотя бы частично присутствуют положения относительно существующего в мире порядка вещей, так что верующие поступают в соответствии с этими положениями.

Поступки, совершенные в соответствии с верой, важны и не допускают перемены решения, так что верующие буквально вынуждены оставаться в рамках учения.

Учение достаточно определенно трактует действительность, что влечет за собой вероятность его опровержения или развенчания.

Это возможное развенчание обычно заключается в том, что некое предсказанное событие не происходит вовремя.

Диссонанс, возникающий между верой и знанием того, что предсказание не сбылось, испытывают все верующие. Следовательно, достижение социальной поддержки не представляет проблем.

Рассмотрим одно из сектантских учений с тем, чтобы выяснить, насколько оно соответствует приведенным условиям и как реагировали его приверженцы на свидетельства его ложности. Движение миллеристов XIX века, будучи хорошо документированным, отлично послужит для этой цели.

В первой половине XIX века фермер из Новой Англии Уильям Миллер пришел к выводу, что Второе Пришествие Христа, знаменующее конец тысячелетия, произойдет в 1843 году. Его предположение базировалось на нумерологических вычислениях, сделанных по Ветхому Завету. Хотя Миллер много говорил о грядущем событии, вера в его слова росла медленно. Постепенно он преуспел в убеждении множества людей, и один из них, Джошуа Хайме, организовал движение.

После этого вера в грядущее Пришествие Христа быстро распространилась, об этом писали в газетах, издавали книги и брошюры, собирались даже лагеря верующих. Таким образом, к началу 1843 года огромное число людей верило, что вот-вот наступит конец света.

До сих пор рассматриваемая ситуация соответствует всем приведенным выше характеристикам. Во Второе Пришествие Христа поверило множество людей. Вера в это событие определяла их действия. По меньшей мере они должны были нести веру другим людям, а в идеале - сосредоточиться на духовной жизни, забыв о материальных ценностях, и отдать свои деньги на нужды секты, оставаясь нищими в ожидании великого события. Люди, верившие в конец света, были вынуждены верить в него, действуя подобным образом. Процесс отказа от веры в такой ситуации был бы крайне затруднительным. Вера также очень определенна: Второе Пришествие либо случится в 1843 году, либо нет.

Рассмотрим теперь реакцию людей на то обстоятельство, что 1843 год подходил к концу, а предсказанного конца света не наступало. Ее можно свести к нескольким пунктам.

Зарождение сомнений. Это очевидный симптом наличия диссонанса. Люди оказались в ситуации, когда, продолжая придерживаться веры, знали, что предсказание ложно; два комплекса когнитивных элементов были диссонантны.

Попытка объяснения причин, по которым не сбылось предсказание. Такая рационализация, будучи поддержанной, несколько уменьшала диссонанс. Ее суть состояла в изменении даты пришествия.

Увеличение интенсивности процессов обращения в веру. Для того чтобы уменьшить диссонанс, они пытались убедить все больше и больше людей в истинности своей веры. Сирс так описывает происходившее:

<Возникшие среди верующих сомнения были рассеяны, когда кто-то припомнил слова Миллера, забытые среди общего возбуждения, о том, что он ошибался, полагая, что конец света настанет в течение христианского года; имелась в виду продолжительность еврейского года, то есть ожидаемое событие произойдет 21 марта 1844 года.

Приняв новую дату Второго Пришествия, последователи Миллера с удвоенной энергией принялись угрожать неверующим бедствиями, в этих усилиях превосходя самих себя>.

Когда и 21 марта 1844 года конца света не произошло, реакция миллеристов была такой же, как и в прошлый раз. Какое-то время они испытывали горькое разочарование. Но затем энтузиазм и энергия вернулись к ним даже в большей степени, чем прежде. Никол и Сирс так описывают их реакцию:

<Год ожидания конца света истек, но миллеризм на этом не закончился. Предсказания миллеристов не сбылось, но не сбылось и предсказание их врагов, утверждавших, что, как только закончится 1843 год, миллеристы сожгут свои библии и совершат множество других богопротивных поступков из-за своего разочарования.

Хотя некоторые покинули секту, другие продолжали верить. Они были готовы списать несбывшееся предсказание на счет ошибки в расчетах.

Несмотря на то, что предсказание не сбылось, огонь фанатизма разгорелся еще ярче. Накал таких эмоций не может быть снижен усилием воли; как все великие предтечи, они должны были сгореть в пламени своей веры. Новая неудача в 1844 году, казалось, только способствовала большему проявлению уверенности в скором приходе Судного дня>.

К июлю 1844 года движение достигло своего апогея. Энергия, направленная на обращение новых чле-286

нов, была велика как никогда. Совершались даже походы на новые территории, доходившие до Огайо. Была назначена новая дата - 22 октября 1844 года. В период с середины августа вплоть до нового дня Второго Пришествия состояние людей стремительно приближалось к исступлению.

Удивительно, что вера миллеристов, опрокинутая дважды, только увеличила их убежденность в том, что Второе Пришествие вот-вот случится, и дала силы для обращения новых сторонников. Однако, какой бы устойчивой ни была система взглядов, величина диссонанса может достигнуть отметки, за которой следует развенчание веры. Диссонанс может стать невыносимым, его величина достигнет предела, за которым редукция невозможна. Чтобы величина диссонанса достигла своего предела, для миллеристов потребовалось три неудачных попытки предсказания.

После того как 22 октября 1844 года вновь не произошло Второго Пришествия, вера была окончательно развенчана и движение прекратило свое существование.

История других подобных движений носила схожий характер, то есть за событиями, подрывающими веру, следовало ее укрепление.

Данные относительно других движений столь незначительны, что я не буду к ним обращаться. Теперь перейдем к исследованию Фестингера, Райкена и Шахтера, которое посвящено одному из религиозных ответвлений.

Авторы под видом участников наблюдали движение приблизительно два месяца до и один месяц после того, как не сбылось предсказание, основанное на убеждении его сторонников. В течение этого периода были собраны данные, касающиеся каждого случая обращения в свою веру. Это дало возможность срав-287

нить процесс обращения до и после опровержения предсказания. Но позвольте начать с краткого описания секты, о которой идет речь.

Движение, если его можно так назвать, учитывая небольшое число последователей, возникло вокруг женщины, получившей послание от Хранителей из космоса. Ее сторонники (около 30 человек) абсолютно доверяли как космическому происхождению посланий, так и информации, в них содержавшейся. Большинство сообщений представляло собой <уроки>, содержало различные аспекты вероучений и рассказывало о жизни богов на других планетах, переселении душ и т. п. Эти рассказы, принятые и истолкованные сторонниками движения, не были оригинальны. Они являли собой эклектичную смесь доктрин различных сект и групп типа <АУМ> и теософии. Группа состояла главным образом из представителей среднего класса, получивших высшее образование.

Причины, по которым эти люди, ведущие нормальный образ жизни и играющие важные роли в обществе, поверили в сообщения из космоса, неизвестны и находятся за пределами данного исследования. Наш интерес к этой группе вызван тем, что Хранители провозглашали поразительные вещи, например, в определенный день, на рассвете, большую часть континента должно охватить катастрофическое наводнение. Таким образом, существовало предсказание, основанное на вере в истинность сообщений от Хранителей, которое было достаточно определенным, чтобы быть опровергнутым. Позвольте перейти к рассмотрению значимых для нас аспектов поведения сторонников движения: степени убежденности в вере, интенсивности процесса обращения в свою веру до и после даты предсказанного катаклизма и степени готовности поддержать веру друг друга.

Процессы обращения в веру до момента предсказанной катастрофы протекали без особой активности. Уровень их интенсивности менялся от попыток открытой рекламы до полной засекреченности движения. Сразу после того, как от Хранителей поступила информация о грядущей катастрофе, произошел кратковременный всплеск активности, направленной на ее распространение и привлечение сторонников. Он наблюдался приблизительно за три с половиной месяца до роковой даты. Женщина, получавшая сообщения, провела две или три беседы о надвигающейся катастрофе с различными группами людей, один из участников движения разослал пресс-релизы в несколько газет по всей стране. Однако этот поток активных действий быстро иссяк, и большинство сторонников движения занялись изучением <уроков> Хранителей и необходимыми приготовлениями к грядущим бедствиям. Казалось, <посвященные> не испытывают никакого желания привлекать новых сторонников.

Избранные спасутся, соединяясь в группы, или же будут спасены по одиночке, когда придет время. Те, кто не был избран, погибнут в наводнении. Но это еще не конец, они лишь потеряют свои материальные тела, а их души отправятся на планеты с частотой вибраций, подходящей для них.

Если кто-либо задавал вопросы членам группы о их вероучении, они вели себя очень сдержано; отвечая на вопросы, они не предпринимали никаких попыток убедить или обратить в свое учение. Если кто-либо хотел присоединиться к движению, это было его собственной инициативой. Какое-то время члены движения даже скрывали некоторые аспекты своей веры и приготовления к концу света. Не принадлежащие к группе, например, не могли узнать, каким образом участники движения готовились к приближающейся катаст-289

рофе, а сами они были против разговоров с теми, кто не был избран. Члены движения были также и против разглашения содержания посланий Хранителей. Такое отсутствие интереса к привлечению новых членов может быть проиллюстрировано серией событий, произошедших за несколько дней до наводнения.

Один из посвященных, врач-терапевт, дежурил в студенческом центре здоровья в колледже. Администрация колледжа, исходя из соображений его принадлежности к движению, попросила его уволиться. Увольнение врача и предсказание группой катаклизма было прекрасным материалом для газет и сделалось известным по всей стране. Газетные статьи появились всего за пять дней до ожидаемого наводнения, и члены движения были буквально осаждаемы репортерами, умоляющими об интервью. Это было бы Богом посланной возможностью для любого заинтересованного в распространении веры и привлечении новых людей к учению, но для членов этого движения это явилось источником боли, раздражения и смущения.

Они избегали настырных репортеров, насколько это возможно, в ответ на просьбы об интервью отвечали: <Без комментариев> - и были очень обеспокоены всем случившимся. Однако газеты продолжали писать материалы о движении, особенно старались местные газеты. Прочтя их, многие люди звонили или приходили домой к членам движения в поисках более полной информации. Однако сектанты без энтузиазма относились к таким посетителям, не позволяли им заходить в свои дома и не пытались всерьез привлечь кого-нибудь. Те, кто был избран, будут спасены в любом случае.

Таково было положение дел накануне предполагаемого катаклизма. Давайте перейдем к рассмотрению свидетельств того, что делали члены движения в соответствии со своей верой в грядущие события. Соглас-290

но нашим предположениям, это должны быть действия, которые трудно переменить, то есть действия, усложняющие отказ от системы верования. Убежденность в группе не была однородной, а колебалась от легкого скептицизма (достаточно редкий случай) до фанатизма (подавляющее большинство членов). Те, кто испытывал легкий скептицизм, были несколько человек, привлеченные в группу против их воли или по крайней мере без всякого желания с их стороны. Например, семнадцатилетняя дочь одного из лидеров движения, ставшая членом группы по этой причине, зачастую выражала свой скептицизм. Но в большинстве случаев при необходимости охарактеризовать степень убежденности группы в целом - это была полная вера в истинность посланий от Хранителей.

Как и в других подобных сектах, в этой наблюдалась тесная связь между степенью убежденности и активностью действий, предпринимаемых в соответствии с верой.

Если человек всерьез воспринял предсказание о том, что в определенный день и час произойдет конец мира, он не должен продолжать заниматься своими делами так же, как обычно. По крайней мере такой человек будет воспринимать события, происходящие в мире, в свете того, что должно случиться и считать их абсолютно неважными по сравнению с тем, что должно случиться. А в идеале он должен отказаться от всех своих привязанностей и бросить все свои дела. Члены группы так и поступили. Они бросили работу, любимых и перестали зарабатывать деньги, ведь после судьбоносного дня все это им будет уже ни к чему. Таким образом, отказ от веры для членов движения стал крайне затруднительным. Ведь возвратясь к обыденности, они оказались бы безработными, нищими, осмеянными и были бы вынуждены строить заново свою жизнь.

Разумеется, предсказание не сбылось. Но позвольте мне углубиться в обстоятельства. В течение некоторого времени для членов группы было очевидно, что те, кто был избран, будут эвакуированы с Земли накануне катастрофы на летающих тарелках. Некоторым из верующих, в основном студентам колледжа, посоветовали пойти домой и ждать там прилета летающей тарелки. Это было обоснованно и неопровержимо, поскольку дата катастрофы приходилась на период каникул. Большинство членов группы, включая наиболее убежденных сторонников, собрались в доме женщины, получавшей сообщения, и там ждали прилета летающей тарелки. Именно для них несостоятельность предсказания стала очевидной еще за четыре дня до намечавшегося события. В это время они получили послание, что летающая тарелка приземлится на заднем дворе дома в 16 часов для того, чтобы их забрать.

Все началось с послания, сообщившего, что космический корабль, отправленный за ними, приземлится на заднем дворе в 16 часов.

Они ждали, но космический корабль не прилетел. Позднее поступило сообщение, что тарелка прилетит в полночь. Сохраняя абсолютную секретность (соседи и пресса не должны были ничего ждать), холодной снежной ночью они ждали на улице более часа, но тщетно. Следующее сообщение опять оттягивало акцию, однако ничего так и не случилось. Приблизительно в три часа утра они перестали ждать, решив для себя, что события накануне вечером были проверкой или репетицией эвакуации, которая вскоре произойдет.

Они продолжали ждать окончательного приказа, который сообщил бы им время, место и ход эвакуации. Наконец, за день до предполагаемой катастрофы сообщение пришло. В полночь человек подойдет к двери дома и отведет их к месту посадки инопланетного

аппарата. В течение этого дня им поступило множество сообщений, уточняющих пароль, который им будет необходим для того, чтобы попасть на корабль, а также подробности приготовления: удалить все металлические детали одежды, сохранять молчание в какие-то определенные моменты и так далее. День был проведен в приготовлениях и выполнении соответствующих процедур. Когда наступила полночь, группа ждала в полной готовности, но никто не появился.

С полуночи до пяти утра группа сидела, пытаясь понять, что случилось, пытаясь найти какое-то объяснение, отдаляющее осознание того, что они не будут эвакуированы на летающей тарелке и что наводнения не произойдет. Не вызывает сомнений, что любой из них, будь он один, без поддержки других членов движения, немедленно разуверился бы в предсказании.

На самом деле члены группы, разъехавшиеся по домам и ждавшие по одиночке (без поддержки единомышленников), разуверились в предсказании. В конце концов почти все они настроились скептически. Другими словами, не получая доступной социальной поддержки, способной уменьшить диссонанс, они испытывали диссонанс такой силы, что их вера была подорвана. Люди, собравшиеся вместе в доме их идейной вдохновительницы, поддерживали друг друга в своей вере. Они продолжали уверять друг друга в истинности посланий и в том, что всему есть какое-то объяснение.

Без пятнадцати пять утра, они наконец-то нашли удовлетворительное объяснение тому, что случилось. Прибыло послание от Бога, в котором Он сообщал, что спас мир и остановил наводнение ради этой группы и благодаря тому свету и силе, которые несли избранные в мир той роковой ночью.

Случившееся кардинальным образом изменило поведение этих людей. Они, еще недавно абсолютно не

заинтересованные в известности, даже избегавшие ее, теперь с жадностью искали любой возможности рассказать о себе. В течение четырех последующих дней, каждый день находя новую причину, они приглашали к себе журналистов, давали пространные интервью и пытались привлечь людей к своим идеям. В первый день эти люди пригласили все газеты и информационные службы, чтобы сообщить, что мир спасен, и объяснить, каким образом он спасен. На второй день они пригласили фотографов, чтобы увековечить для человечества их самих и их дом. На третий день они снова собрали прессу и сообщили, что на следующий день, когда они соберутся на лужайке перед домом и будут петь, возможно, их посетят космические пришельцы.

Более того, приглашены были и обычные люди в качестве зрителей. Утром журналисты и около двухсот человек собралось посмотреть на членов группы, поющих на лужайке перед домом. От былой секретности не осталось и следа. Не было больше никаких причин для того, чтобы отказываться от известности или привлечения сторонников. И действительно, чем больше людей обратиться в их веру и поверит в истинность посланий, тем сильнее уменьшится величина диссонанса между их верой и знанием, что послания не были верны.

Убежденность тех, кто пережил развенчание веры вместе, не поколебалась вообще, по крайней мере внешне. В действительности потребность в социальной поддержке для редукции диссонанса была сильна и получить ее было настолько легко, что два человека, прежде скептически настроенных относительно некоторых аспектов веры, теперь были полностью убеждены в ее истинности. За все время, пока авторы поддерживали контакты с этими людьми, они продолжали верить. Внезапный переход от полной секретности к навязчивой саморекламе свидетельствует о наличии диссонанса,

несмотря на доступность социальной поддержки и успешную рационализацию несбывшегося предсказания. При том, что социальная поддержка была доступна настолько, что они смогли буквально восстановить и дальше поддерживать свою веру, которой были так преданы, и при том, что существовали неопровержимые свидетельства ложности предсказания, единственным путем уменьшения диссонанса было расширение познания консонантного вере. Это было возможно обращением все новых и новых людей в свою веру.

295 Глава 11 РЕЗЮМЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Различные определения, допущения и гипотезы, которые составляют теорию когнитивного диссонанса, были изложены в первых пяти главах этой книги. Подводя итоги, я хотел бы еще раз выделить основные положения теории.

Теория базируется на наблюдении того, что человеческий организм стремится к установлению внутренней гармонии между его мнениями, взглядами, знаниями и оценками. То есть существует движение в направлении консонанса между познаниями. Для того чтобы облегчить понимание теории, я представил познание расчленяемым на отдельные элементы или комплексы элементов. Относительно связей между элементами были установлены следующие положения:

1. Пары элементов могут существовать в ирре-левантных, консонантных или диссонантных отношениях.

2. Два когнитивных элемента находятся в ирре-левантном отношении, если они не связаны между собой.

3. Два когнитивных элемента находятся в отношении диссонанса, если существование одного не следует из другого.

4. Два когнитивных элемента находятся в отношении консонанса, если существование одного влечет существование другого.

Исходя из этих определений, ситуации могли рассматриваться как характеризующиеся наличием диссонанса.

1. Диссонанс почти всегда присутствует при выборе одного из двух вариантов. Когнитивные элементы, соответствующие положительным характеристикам отклоненных альтернатив и отрицательным характеристикам выбранных, являются диссо-нантными со знанием о принятом решении. Когнитивные элементы, соответствующие положительным характеристикам выбранных альтернативных и отрицательным характеристикам отклоненных, консонантны когнитивным элементам, соответствующим принятому решению.

2. Диссонанс почти всегда возникает в том случае, если человека принуждают вести себя в разрез с его убеждениями либо под угрозой наказания, либо обещаниями награды. Таким образом, собственное мнение человека становится диссо-нантно его знанию о своем поведении. Его знание о награде или наказании консонантно знанию относительно его поведения. Если попытка вынужденного поведения не удалась, собственное мнение человека консонантно его поведению, а знание о награде или наказании диссонантно ему.

3. Будучи подвергнутым непроизвольному воздействию новой информации, человек приобретает когнитивные элементы, диссонантные существующему познанию.

4. Открытое выражение разногласий в группе ведет к возникновению когнитивного диссонанса среди ее членов. Знание о том, что окружающие придерживаются иного мнения порождает диссонанс с убеждениями человека.

5. Идентичный диссонанс среди большого числа людей может возникнуть, когда происходят события, вызывающие однородную реакцию. К примеру может происходить нечто, опровергающее широко распространенное убеждение.

Таким образом диссонанс и консонанс определены как способы отношений между двумя элементами. Если элементы связаны друг с другом, они находятся либо в отношениях диссонанса либо в отношениях консонанса. Далее были выдвинуты две гипотезы относительно величины диссонанса или консонанса.

1. Величина диссонанса или консонанса, который существует между двумя когнитивными элементами, является функцией важности этих двух элементов.

2. Общая величина диссонанса, который существует между двумя системами когнитивных элементов, зависит от пропорции консонантных и дис-сонантных отношений, существующих между элементами этих систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: